Партнёры

АВТОПРОФИ - издательский дом.

Реклама

 

Покупка автотранспорта

  • ЗАПЧАСТИ

    100 грн.
  • СКЛАДСКОЕ ОБ-Е, погрузчик складской

    10000 $
  • МИКРОАВТОБУСЫ, грузовой

    350 EURO
  • МИКРОАВТОБУСЫ, пассажирский
    Das Business die Karriere -
    Die Verkäufe der
    Autos, der Waren - Die
    Fachkräfte - IT,
    die
    3500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, платформа

    900 $

Продажа автотранспорта


  • АВТОСТЕКЛА

    29500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, дача

    133350 EURO

ТРАНСБИРЖА

АВТОТРАНСПОРТ

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Статьи и обзоры

ГлавнаяСтатьиКраткий обзор

Краткий обзор

4 ОСИ — ПУТЬ К УСПЕХУ?

Сегодня, невзирая на перипетии русско-украинской войны, отечественный рынок 4-осных самосвалов как никогда велик и достаточно разнообразен. С одной стороны маститые и именитые европейцы продвигают свою высокотехнологичную продукцию, а с другой с каждым днём все яростнее напирает китайский автопром, в номенклатуре которого четырёхосники занимают не последнее место. Причина последнего явления заключается не в продвинутости китайцев, а в законодательстве и технических нормативах японцев и европейцев. Восток — дело тонкое, а Запад — тем более…

В последнее время знакомые перевозчики и ответственные руководители транспортных отделов строительных компаний стали задаваться одним и тем же вопросом, который я решил сделать темой данной статьи: что выгоднее покупать, трёх- или четырёхосные самосвалы? Давайте вместе рассмотрим преимущества и недостатки этих машин.

1. Потребительские свойства. Тут всё просто: так как потребительские достоинства одного типа шасси одновременно являются недостатками другого, то надо просто перечислить преимущества этих самых распространённых специализированных машин.

— 6х2 и 6х4 (6х6). Из крупнотоннажных дорожных самосвалов трёхосные грузовики наиболее компактны и манёврены. Идея шасси данной осевой формулы возникла на заре автомобилестроения и все последующие десятилетия активно совершенствовалась. К активному развитию данного класса автомобилей приложили руку военные, которые долгое время являлись их главними потребителями. Среди трёхосников есть как самые лёгкие (6х2), так и самые тяжёлые (6х6) машины в своём классе. Для их производства используются рамы (прочные, короткие и жёсткие) и некоторые элементы подвесок, не применяемые ни на одном ином типоразмере самосвалов. Длина 3-осных автомобилей позволяет эксплуатировать их в составе автопоездов с самосвальными прицепами, чем активно пользуются прагматичные фирмы при строительстве крупных промышленных объектов, дорог, магистралей и трубопроводов. После расцепки, те же автомобили работают на других объектах и при вывозе строительного мусора. По соотношению собственной массы к массе перевозимого груза, современные дорожные трёхосники не имеют себе равных.

— 8х4 и 8х6. Придуманные для военных после Первой мировой войны, четырёхосники оказались в полной мере невостребованными и были забыты на добрых полстолетия во всех странах кроме Японии. Они вновь возникли из небытия когда после Второй мировой войны армиям сверхдержав понадобились новые быстрые ракетовозы, а в период обострения конкуренции среди крупных автостроителей, многоосные грузовики (прошедшие конверсию и максимально облагороженные) стали прекрасным дополнением, свежей кровью в благородных семействах патриархальных марок. Правда, при проектировании и производстве этих машин приходится иметь дело с решением ряда уникальных проблем, связанных с комплектацией шасси. Например, удлинённые (тяжёлые) рамы и лёгкие прочные кузова увеличенного объёма.

И тут на счастье заводчиков, в борьбе за сохранение экологии (производство и переукладка асфальта и бетона изрядно отравляет окружающую среду), во многих странах законодатели начали повально вводить ограничения нагрузки на дорожное покрытие. Это время стало звёздным часом для 4-осников, получивших увеличенную грузоподъёмность. А ещё длинные большегрузы обладают отличной плавностью хода, прекрасной курсовой устойчивостью и управляемостью на всех типах дорожного покрытия.

2. Технические характеристики. Современный уровень машиностроения несколько сблизил характеристики силовых линий самосвалов грузоподъёмностью 12 и 17, 20 и 25 т. Причём сблизил в такой степени, что, впору не ограничиваясь показателями мощности, в таблице следовало бы указывать ещё марку и модель двигателей, а также марку и тип трансмиссий. Но главные строки в нижеприведенных таблицах это те, которые содержат информацию о снаряжённой массе и грузоподъёмности (которые иногда меняются дважды в год). Плохо в них другое (и не моя в том вина) — большинство производителей либо сообщают неправдивую информацию о ходовом контрольном расходе топлива, либо и вовсе скрывают её.

А скрывать есть что. Аппетит трёхосников (в зависимости от передаточных чисел главных передач) может составлять от 45 до 75 л/100 км, а топлива четырёхосников и того больше — от 55 до 90 л/100 км. К тому же имеется ещё одна латентная проблема, не отражённая в таблицах: импортные моторы никто не думал и не думает адаптировать к качеству солярки на постсоветском пространстве, а большинство сортов дизтоплива, выпускаемого НПЗ СНГ, иначе как отходами или помоями иностранцы не называют. И они абсолютно правы. Так что для достижения заявленных заводом характеристик ДВС думайте, где и чем заправляетесь. Иначе, кроме потери мощности, сэкономив тысчонку-другую гривен на качестве топлива, вы со временем лишитесь тысячи-другой баксов на ремонте/замене топливной аппаратуры, а если не повезёт — то ещё и на восстановлении цилиндро-поршневой группы + убытки из-за неминуемого простоя во время ремонта.

В нижерасположенных таблицах представлены популярные модели самосвалов по состоянию на 2013 г. (до введения Euro-6). Понятно, что после вероломного захвата Крыма и начала войны с Россией доли украинского рынка российских производителей стремятся к абсолютному нулю. Не являются исключением и продукция автомобилестроителей. Полагаю, что «гуманитарные» колонны белых грузовиков, незаконно перевозящие на территорию нашей страны оружие, боеприпасы и продовольствие для боевиков-террористов Кремля (равно как и пополнение из числа наёмников), то есть — смерть для украинского народа, навсегда отбили охоту у отечественных транспортников покупать российские машины и механизмы. Тем более, что русские машины вчистую проигрывают (в том числе и по экологичности) не только разнообразной китайчатине-корейщине, но и немногочисленным индийским маркам, которые, видимо, и займут освободившуюся рыночную нишу. К тому же, широкую гамму самосвалов предлагают белорусы, а один только КрАЗ до войны выпускал четыре модели трёхосников и два четырёхосных самосвала (осевой формулы 2+2 и 1+3). Правда, что сейчас творится на КрАЗе — одному Богу известно (КрАЗ тесно сотрудничал с российскими предприятиями); пресс-служба Кременчугского автозавода фактически не работает, да и тест-драйвы не организовываются, что является очень тревожным симптомом…

ТТХ популярных 3-осных моделей грузоподъёмностью от 12 до 17 т

 

  КамАЗ-6520 КрАЗ-6510 МАЗ-5516А5 Урал-6368 DAF CF85 IVECO Trakker MAN TGA390 M-B Axor Renault Kerax
Габариты, м 7,8х2,5х3,1 8,4х2,5х2,9 7,5х2,5х3,1 8,0х2,5х3,1 6,9х2,5х3,1 6,8х2,5х3,2 6,8х2,5х3,1 6,7х2,5х3,0 6,7х2,5х3,1
База, м 3,6+1,4 4,08+1,4 3,35+1,4 3,5+1,5 3,6 3,55 3,6 3,6 3,55
Снаряжённая масса, кг 12 950 12 500 13 000 13 350 10 500 10 550 10 950 10 500 10 400
Полная масса, кг 27 500 32 500 32 000 33 350 28 000 27 550 28 000 27 500 28 000
Объём кузова, куб.м 8,5 10,5 10,5 11 12,5 12,5 14 13 14
Грузоподъёмность, кг 14 400 20 000 19 000 20 000 17 000 17 000 17 000 16 000 17 500
Рабочий объем ДВС, л 11,76 14,1 14,8 11,4 12,9 11,88 10,5 11,9 11,12
Мощность, л.с. 350 / 2000 360 / 2100 330 / 2100 300 / 2100 360 / 1900 360 / 1900 390 / 1800 353 / 2100 362 / 1900
МКМ, Н*м 1760 1825 1225 1274 1775 1800 1900 1850 1670
КПП 8 9 9 8 12 16 12 9 9
Топливный бак, л 350 400 400 300 450 450 450 450 450
Макс. скорость, км/ч 90 95 90 90 91 93 92 95 94


ТТХ популярных 4-осных моделей грузоподъёмностью от 20 до 25 т

 

  КамАЗ-6540 КрАЗ-7133С4 МЗКТ-65156 Урал-6563 Astra HD7 Ginaf Х 4241 S Hino SDP DAF CF85
Габариты, м 7,7х2,5х3,2 9,6х2,5х3,4 9,1х2,5х3,5 9,1х2,5х3,3 9,2x2,5x3,1 9,7x2,5x3,2 8,9x2,6x3,1 9,2х2,6х3,4
База, м 1,8х2,0х1,3 3,6 2,9 1,9х2,5х1,4 3,8 2,0+2,5+1,4 3,8 3,7
Снаряжённая масса, кг 12 500 15 500 16 000 15 850 15 000 15 900 15 450 14 800
Полная масса, кг 31 000 40 500 41 000 41 000 40 000 41 000 40 000 38 000
Объём кузова, куб.м 16,5 18,5 18,4 17,3 19 21,5 20,5 19,5
Грузоподъёмность, кг 18 500 25 000 25 000 25 000 25 000 25 100 24 500 23 000
Рабочий объем ДВС, л 11,76 14,8 14,8 11,15 12,88 12,9 14,6 12,6
Мощность, л.с. 280 / 1900 400 / 2200 400 / 2200 400 / 2100 402 / 2100 430 / 1900 401 / 1800 408 / 1800
МКТ, Н*м 1177 / 1460 /  1460 / 1750 / 2000 / 1000 2150 / 1100 1820 / 1000 1830 / 1200
КПП 6 12 9 9 АКПП АКП АКП АКП
Топливный бак, л 2х210 350 350 350 350 350 350 450
Макс. скорость, км/ч 80 95 75 95 90 88 85 85


Крупнотоннажные вседорожные самосвалы сплошь имеют рессорные подвески, которые, главным образом, встречаются в конструкции балансирных задних ведущих тележек. Однако на дорожных машинах всё чаще появляется «пневматика», а по аналогии с чисто карьерными моделями — пневмо-гидравлические системы. На продвинутой технике от солидных производителей такие системы саморегулирующиеся (т.е. — управляемые бортовым компьютером). Они не требуют вмешательства в свою работу, автоматически поддерживают заданный клиренс и даже устраняют предпосылки опасных кренов. Приличная европейская техника (а также японская и корейская) даже в базовой комплектации сегодня оснащается стабилизаторами поперечной устойчивости, простенькими блокировками и антиблокировками и противозаносами, но классные электронно-исполнительные системы (равно как и опции для «чайников» (антиоткат, спуск/подъём и т.д.)) по-прежнему дороговаты.

Естественно, китайчатина (равно как и российская техника) была и остаётся «вещью в себе» или лотереей; там может быть установлено что угодно и оно может работать как попало… А ведь самосвал должен быть надёжным и легко обслуживаемым. И если Вам не хочется покупать большой «конструктор лего», который через полгода после покупки потребует невероятных материальных и временных вложений в его починку или сервис, то семь раз подумайте и оцените рыночный ассортимент марок машин.

Помните, что российская техника (равно как и машины на базе российских комплектующих) страдает рядом существенных недостатков. Так реальный эксплуатационный расход топлива получается гораздо большим, чем по заявленному нормативу. Капризные двигатели (особенно у новых КамАЗов) — не выносят малейших перегревов. Очень чувствительны к условиям эксплуатации воздушные фильтры и агрегатный ремень. Из чего следует, что надо не просто вовремя проводить их сервис и замену, но и добровольно сократить интервалы ТО. Часто у новых машин попадаются бракованные топливные насосы и турбины. В системе охлаждения не рекомендуется применять тосол (только антифриз!), в противном случае насос (помпа) быстро выходит из строя. Часто в машинах подклинивают тормозные механизмы передних колес — обычно это становится видно по износу и без того некачественных шин. Довольно быстро изнашивается ремень ГРМ и турбокомпрессор. Плохое сцепление и нечеткое переключение передач. При движении заметна существенная вибрация рычага КПП — от этого в кабине стоит сильный гул. Водители на российских машинах быстро устают и с трудом преодолевают большие расстояния, ибо в их кабинах не только шумно, но и отсутствует спальное место, а жёсткая подвеска создает трудности при длительных переездах.

Имеется ещё один нюанс, который следует учитывать при выборе самосвала. Четырёхосные модели сложнее эксплуатировать с прицепом потому, что это очень хлопотно из-за несовершенства законодательства: необходимо всякий раз получать специальные разрешения.

3. Расходы. 4-осный самосвал окажется значительно дороже при покупке, чем 3-осный, сервис которого также более доступен и менее обременителен. При этом, как правило, меньшие машины окупаются чуточку быстрее. Хотя, стоит помнить, что, в среднем, три 4-осника перевозят больше груза, чем четыре, а то и пять 3-осников, затрачивая меньше топлива и экономя фонд заработной платы. Если учесть, что самосвалы — самые дорогие из массовых коммерческих автомобилей, то к расходам на приобретение следует добавлять стоимость сервиса (запчастей и расходных материалов) и топлива, которое будет потреблено грузовозом при выполнении основных работ. Чем тяжелее машина, тем дороже вам обойдётся её сервис и запчасти, а из-за больших нагрузок на шасси — тем чаще в этом будет возникать необходимость после частых выездов на грунтовки.

Украинские и белорусские самосвалы обладают более простыми и прочными подвесками, легко выдерживающими эксплуатацию на нашем подобии дорог. Зато качество (ресурс/мощность) применяемых силовых линий у них ниже, чем у именитых фирменных собратьев. Что же касается оборудования кабин и применяемых отделочных материалов (что жизненно необходимо при организации современного рабочего места), то наша техника безнадёжно проигрывает не только западной, но и восточно-азиатской… Впрочем, и это вполне логично, цена на наше железо заметно ниже, чем на технику от солидных брендов…

Принимать решение о покупке того или иного типа самосвалов (с учётом тонкостей конструктивного исполнения кузовов, их приводов и конфигурации силовых линий) необходимо исключительно исходя из предполагаемых объёмов и видов предстоящих перевозок, а также из соображений их дальнейшего использования или перепродажи.

Фёдор КИРИЧУК 

Дата публикации: 20.08.2015
Вернуться в Статьи
Тест-драйв Тест-драйв
Нормативно-правовая база | Органы власти | Для тех, кто в дороге | Отраслевые компании | Выставки | Автоновости |Статьи, Тест-драйв
Стиль, оформление, дизайн и содержание портала являются объектом авторского права и охраняются законами Украины. Перепечатка материалов и иное их использование допускаются при согласовании с администрацией проекта и размещении активной ссылки на портал. Нарушение этих условий влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Торговая марка АВТОПРОФИ зарегистрирована Агентством "Украинские торговые марки", Свидетпльство № 144698.