Партнёры

АВТОПРОФИ - издательский дом.

Реклама

 

Покупка автотранспорта

  • ЗАПЧАСТИ

    100 грн.
  • СКЛАДСКОЕ ОБ-Е, погрузчик складской

    10000 $
  • МИКРОАВТОБУСЫ, грузовой

    350 EURO
  • МИКРОАВТОБУСЫ, пассажирский
    Das Business die Karriere -
    Die Verkäufe der
    Autos, der Waren - Die
    Fachkräfte - IT,
    die
    3500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, платформа

    900 $

Продажа автотранспорта


  • АВТОСТЕКЛА

    29500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, дача

    133350 EURO

ТРАНСБИРЖА

АВТОТРАНСПОРТ

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Статьи и обзоры

ГлавнаяСтатьиОсенние тучи на границе. И снова т...

Осенние тучи на границе. И снова таможня!

В конце октября — начале ноября на редакцию обрушился град телефонных звонков от перевозчиков, машины которых безнадежно застряли на украинско-польских погранпереходах. Причина известна — автопоезда, принадлежащие отечественным фирмам, не могут пересечь границу из-за отсутствия Разрешений.

На протяжении двух недель редакция дважды посылала своих представителей в командировки на польскую границу. Данная статья посвящена краткому изложению результатов этих командировок.

Первая же встреча с перевозчиками показала: они возмущены положением дел с Разрешениями. При их распределении, считают они, процветают кумовство, мздоимство и прочие явления, сопутствующие дефициту. Многие "грешат" на “челноков” — дескать, Разрешения выкупают владельцы небольших грузовых фургонов (грузоподъемностью 3,5 — 7 т), осуществляющих челночные рейсы в Польшу и сопредельные с ней государства.

"Безобразие, — говорят перевозчики, — мы покупаем дорогие машины, оплачиваем ремонт дорог, даем работу десяткам тысяч соотечественников, платим всевозможные налоги государству и взносы в АсМАП, а нам не только никто не помогает и не считается с нашим мнением, но даже "суют палки в колеса"! Короче, есть подозрение, что по нашим Разрешениям, с втрое меньшими расходами, работают "шустряки на бусиках" и перевозчики — не члены АсМАП". В самом деле, куда-то же деваются Разрешения, если в конце каждого года повторяется одна и та же история с их дефицитом?

Так вот, уважаемые перевозчики, расскажу о том, что мне пришлось увидеть на границе своими глазами и чего вы тоже не могли не замечать, просто нужно было сделать правильные выводы из увиденного. На самом деле соотношение между "фурами" и "бусиками" при пересечении кордона приблизительно 1:10, а в иные дни (ночи) — 1:20.

Следовательно, если бы "бусики" покупали для своих поездок Разрешения, то их острая нехватка ощущалась бы уже к началу лета. Но присмотритесь, фургоны при движении в обоих направлениях, порожняком или груженые, пересекают границу не вместе с камионами, а в пунктах пропуска легковых авто.

Видимо, поляки сообразили, что "перекрыть кислород" челнокам — это все равно, что зарезать курочку, несущую золотые яйца для их экономики. Поэтому "бусики" никто не трогает. Скорее всего, всучив во время каждой ездки на польской таможне небольшую "лапувку" (взятку), их владельцам можно забыть и о Разрешениях, и о взвешивании, и о каком бы то ни было контроле, чем челноки с удовольствием пользуются.

Другое дело, что Польша, неожиданно для перевозчиков СНГ, отменила "транзитные" и "двухсторонние" Разрешения и ввела "универсальные", резко сократив таким образом объемы транзитных потоков через свою территорию. То есть у нас еще имеется какое-то количество немецких, датских, норвежских и других Разрешений, но из-за отсутствия польских — сотни груженых камионов сутками простаивают на привязи у погранпереходов, принося громадные убытки своим владельцам, грузоотправителям, грузополучателям и государству в целом.

А ведь за Польшей — вся Европа, и нам надо туда ездить. Если уж им так приспичило отказаться от транзитных и двухсторонних Разрешений, пусть бы ввели какие-то временные квоты или подняли бы (что уже несколько лет назад практиковалось) цену за проезд по их дорогам, как в той же Венгрии (дополнительные 3 форинта за т/к), но не пускать вообще — это уж слишком.

Польская сторона, отчасти решив свои транспортные проблемы по сбыту польских товаров с помощью чужого малотоннажного транспорта (всего около 10 % польского экспорта направлено в Украину), фактически парализовала международные перевозки с Востока на Запад.

Тем самым они дают работу своим экспедиторам и транспортным фирмам (всего их в Польше 7000), 1500 — 1700 из которых (по причине несоответствия техники международным стандартам) не имеют права на въезд в Западную Европу. А ведь в Украине, напомню, только автомобилей Euro 3 зарегистрированно 3,5 тыс.

Вывод первый: на вопросы, связанные с распределением разрешений, смогут ответить только ответственные за этот процесс должностные лица, к которым редакция намерена обратиться. Пока известно лишь, что Департамент Минтранса делает все возможное для увеличения квот. Как мы уже сообщали, в критический момент посольство Республики Польша посетили директор Департамента Л.П. Докиль, президент АсМАП Л.М. Костюченко, начальник отдела TIR-Львов В.В. Устименко.

В результате получено несколько тысяч разрешений сверх квоты. Как будет учтен горький опыт этой осени - пока сказать трудно. Все зависит от эффективности работы правительственных комиссий, на уровне которых решаются вопросы получения квот. Пока, похоже, члены этих комиссий зря едят свой хлеб с маслом.

Беседуя с перевозчиками и водителями, мне пришлось выслушать много нареканий на работу служб, “прикомандированных” к таможне. Если честно, то даже не знаю, какой эпитет подобрать для этого явления. Ведь только человек, далекий от темы международных автоперевозок, не поймет, что деятельность этих структур, мягко говоря, крайне неудовлетворительна.

Водителей возмущает, что, несмотря на введение единого сбора, по-прежнему множество служб бесконтрольно, зачастую слабомотивированно облагает их штрафами. Отдельного разговора заслуживает работа "автопортов", которые не выполняют и половины функций своих западных аналогов, но хотят денег за свои "услуги". И если кому-то, тем же таможенникам, сам Бог велел зарабатывать валюту в казну (так было испокон веков), то во время своих поездок на границу я так и не смог получить вразумительного ответа на простой, в сущности, вопрос: зачем там нужны столь многочисленные околотаможенные структуры и в частности — экологическая служба?

Мы полагаем, ее задача — уберечь государство от проникновения на его территорию жизненно опасных грузов. Но случилось так, что в зону ее интересов попали все ввозимые грузы. О санитарной службе я вообще молчу — это еще те трудяги! Мало того, что они не доверяют заключениям своих коллег, выданным украинскими и зарубежными таможнями отправления, так им удалось придумать и узаконить “полдюжины” печатей, которыми они научились орудовать не хуже, чем разбойник стилетом.

А еще мне было интересно наблюдать за имитацией бурной деятельности группой облеченных властью товарищей, с упорством, достойным лучшего применения, пытавшихся провести техосмотр чистенькому и ухоженному DAF, принадлежащему украинской фирме и собиравшемуся в Западную Европу. Они суетились вокруг машины, зачем-то деловито поглядывая на подвески, подкладывали под двигатель чистые листки бумаги (наверное, ребятки так выявляли течь из ДВС и КП) и вставляли в выпускную систему заборную трубку видавшего виды газоанализатора.

Меня так и подмывало посоветовать, куда им следовало бы засунуть этот шланг... Интересно, что буквально мимо них, не спеша, проехал в Украину польский дальнобойщик на обшарпанном тягаче Tatra с полуприцепом, не поддающимся классификации. Если честно, весь этот "автопоезд" стоило бы списать и уничтожить автогеном еще 7 — 8 лет назад.

Более того, в 50 метрах от них оживленно проследовала перегруженная донельзя стайка "бусиков", судя по внешнему виду составлявшая арьергард фашистских войск после битвы под Сталинградом. Можно было смело "побиться об заклад", что силовые агрегаты и другие элементы шасси этих автоветеранов дали бы массу предлогов для штрафов. Вот где надо было бы проявить принципиальность и знание буквы, пусть и несовершенного, но закона!

И смех, и грех, но все же любопытно, когда наконец до руководителей всех ведомств дойдет, что шофер — всего лишь водитель автомобиля, а не грузовладелец, механик или администратор по перевозке груза? Его задача — в кратчайший срок доставить загруженный и опломбированный полуприцеп по месту назначения/растаможивания, а за все остальное должны отвечать те, кто отправляет товар, проверяет его количество, объем и вес, загружает и экспедирует машину, и конечно, при страховых случаях — страховщики.

Все действия, связанные с контролем груза, логично производить до того, как таможня опломбирует груз. И уж тем более глупо выглядят придирки к дальнобойщикам со стороны фитоконтроля или санитарной службы непосредственно на пограничном переходе. Водители в течение месяца перевозят около 2000 наименований товаров, так откуда же им знать, что можно ввозить, а что — нельзя, когда, кому и за что надо платить?

Вот одна распространенная ситуация: водитель обязан иметь при себе гигиенические обоснования (выводы) на груз. Естественно, имея копию этого документа (оригинал ему в дорогу никто не даст) он по доброте душевной считает, что этого достаточно. Ан нет. Бдительные "санитары", предполагая подделку, несоответствие, недействительность или "самопал" без мокрой печати, строго спрашивают с "правонарушителя" и еще совсем недавно под этими предлогами его тупо штрафовали на приличные суммы. Правда, сумма могла уменьшиться вдвое, но тогда "борцы за здоровье нации" не выписывали штрафные акт и квитанцию, наверное, по забывчивости...

Можно подумать, водителю больше всех надо или от него что-то зависит. Да ему вообще ничего этого на самом деле и не нужно, он не покупал этот товар и не собирается им торговать, он не знает санитарных норм — он просто перевозит этот товар. Мало ли кто в Украине не знает санитарных норм, но если всех за это штрафовать, то умнику, придумавшему подобную кормушку, может не поздоровиться…

Повторяю, "добро" на провоз или претензии всех околотаможенных служб грузоотправитель или экспедитор должны получать и оплачивать до опломбирования груза таможенником. Именно те, кто отправляет или сопровождает груз, а не тот, кто его перевозит. При условии, что машина затаможена с соблюдением всех правил, никаких вопросов к водителю на границе при экспорте быть не должно! Заплати единый таможенный сбор и вперед.

Если же кто-то хочет власть показать, то, пожалуйста, сколько угодно: на сопроводительных документах указан адрес и № телефона того, кто отправляет груз, и того, кто его сопровождает, и № печати того, кто его затаможил — вот им и морочьте голову. Водители институтов не заканчивали, они всего лишь прошли обучение на шоферских курсах...

Вывод второй: может, нашим “карантинщикам, фитникам, экологам, весовщикам, санитарам” и прочей многочисленной штрафующей братии имеет смысл обратить свои ясны очи на убитые в дрободан, постоянно перегруженные, зачастую технически неисправные "бусики"? Не мешало бы также присмотреться к престарелым автопоездам тех же поляков, турок и румын.

Может, хватит уже поджидать отечественные "караваны" в "закоулках" погранпереходов и с патологическим остервенением набрасываться на своих? Наши и так еле сводят концы с концами, а с введением на Западе норм Euro 3 и запрета на въезд в цивилизованные страны автомобилей Euro 1 им и так предстоят дополнительные хлопоты и немалые расходы на обновление парка машин.

Когда же появится в доме хозяин?

Так как на погранпереходах уже имеется законный хозяин (таможня), который, надеюсь, скоро наведет там порядок, то недурно было бы ему располагать собственными лицензионными складами. (Перевозчики считают, что их можно было бы расположить в месте дислокации автопортов.) Если документы на груз в порядке, если наша страна готова принять этот товар — значит, машина направляется на таможню назначения.

Если документы не в порядке и мы не можем принять этот груз — видимо, его стоит поместить на государственный лицензионный склад, а не держать сутками машину с водителем (водителями) на границе. И вообще, как прикажете понимать тот факт, что иностранцы затрачивают на пересечение границы в среднем 5 — 10 мин., а украинцы — в десятки раз больше. И то, если повезет...

Не мешало бы толково разобраться с еще одним способом, которым перевозчикам компостируют мозги. Как вам нравится согласование цены на погранпереходе, к примеру, на легковушки, загруженные на автопоезд-автовоз. То есть их еще не растаможивают, их еще только ввозят, что же тут (и главное с кем) согласовывать? На это может уйти около двух суток, но самое интересное, что на таможне назначения вам предстоит повторение данной процедуры.

И последнее. Минтранс срочно должен пересмотреть весьма странный запрет на выезд за границу подвижного состава старше 10 лет. Над ним смеются буквально все: технари автосервиса (15 лет для камиона солидной марки — не возраст), перевозчики (где же, как и на чем нам заработать на новые машины), автодилеры (14-летний Mercedes не хуже нового МАЗа) и даже таможенники, потому что обязаны пропускать в Украину полумертвые 25-летние тягачи из Беларуси, Венгрии, Молдовы, Польши, России, Румынии, Словакии, Турции, Чехии и т.д.

Давно следовало бы устранить искусственные барьеры (сооруженные некомпетентными чиновниками), сокращающие объемы грузопотоков. К их числу относятся поборы с транзитного транспорта местными органами самоуправления Волынской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Львовской, Одесской и Черновицкой областей. Кстати, часть областей, просчитав баланс своих прибылей (1 — 2 млн. грн.) и убытков государственных и коммерческих структур ($ 50 — 70 млн.), уже готовы отменить "дорожные сборы", но поляки сделали этот вопрос одним из краеугольных камней будущих переговоров, так что над его решением должны работать не иначе как Минтранс вместе с Кабмином.
Вывод последний: пока нет в доме хозяина!

Автор: Федор Киричук, autoprofi.ua

      От редакции. Этот материал отражает мнение рядовых перевозчиков. Точка зрения официальных лиц отличается более теоретическим, чем практическим подходом. Мы намерены продолжить публикации на эти темы.

 

Дата публикации: 09.12.2006
Вернуться в Статьи
Стол заказов становится автомаркетом Спочатку не сприймали й паровоза…
Нормативно-правовая база | Органы власти | Для тех, кто в дороге | Отраслевые компании | Выставки | Автоновости |Статьи, Тест-драйв
Стиль, оформление, дизайн и содержание портала являются объектом авторского права и охраняются законами Украины. Перепечатка материалов и иное их использование допускаются при согласовании с администрацией проекта и размещении активной ссылки на портал. Нарушение этих условий влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Торговая марка АВТОПРОФИ зарегистрирована Агентством "Украинские торговые марки", Свидетпльство № 144698.