Партнёры

АВТОПРОФИ - издательский дом.

Реклама

 

Покупка автотранспорта

  • ЗАПЧАСТИ

    100 грн.
  • СКЛАДСКОЕ ОБ-Е, погрузчик складской

    10000 $
  • МИКРОАВТОБУСЫ, грузовой

    350 EURO
  • МИКРОАВТОБУСЫ, пассажирский
    Das Business die Karriere -
    Die Verkäufe der
    Autos, der Waren - Die
    Fachkräfte - IT,
    die
    3500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, платформа

    900 $

Продажа автотранспорта


  • АВТОСТЕКЛА

    29500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, дача

    133350 EURO

ТРАНСБИРЖА

АВТОТРАНСПОРТ

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Статьи и обзоры

ГлавнаяСтатьиИЗ МЕГАПОЛИСА В ПРОВИНЦИЮ

ИЗ МЕГАПОЛИСА В ПРОВИНЦИЮ

За последние годы я посетил десятки разнокалиберных выставок, на которых присутствовали автобусные экспозиции. После увиденного, на вскидку, можно сделать следующие выводы. Большинство производителей, из желания срубить деньжат «по легкому», старается любой ценой, иногда вопреки здравому смыслу, выводить на рынок всё новые и новые модели, зачастую — значительно более дорогие, хотя с технической точки зрения — мало чем отличающиеся от предшественников. Однако при этом существуют достаточно успешные фирмы, имеющие невысокие, но стабильные объёмы выпуска. Удерживаясь от кардинальных решений, попахивающих псевдоноваторством, они делают прочные добротные машины, которые на долгие годы стали визитными карточками своих марок, а то и стран. В модельных рядах этих фирм имеются ультрасовременные автобусы, но народ помнит и любит «стариков». Взять хотя бы недавно снятые с производства двухэтажные английские «дабл-деккеры» или всего две серии капотных машин американской компании Navistar, которым принадлежит более 55 % рынка школьных автобусов и ¾ парка машин для тюремных и полицейских перевозок в США.
Не меньшее значение для Чехословацкой Советской Социалистической Республики, а теперь и для Чехии имеют автобусы марки KAROSA. На мой взгляд, появившийся весной позапрошлого года в Киеве автобус KAROSA AXER, является одним из лучших вариантов недорогих бюджетных машин, полностью отвечающих своему предназначению — использованию на пригородных и междугородных маршрутах. Для начала хочу сказать несколько слов о малоизвестной у нас фирме-производителе.

Компания KAROSA начала свою деятельность в 1895 г. в качестве механической мастерской. В 1925 г. фирма занялась автомобильными кузовами, а через три года — ещё и автобусными. С тех пор эта продукция стала для предприятия основной, и продавалась по всей Чехии и за её пределами. В 1993 г. KAROSA (получив статус акционерного общества) организовала совместное предприятие с Renault V.I. После того, как FIAT (IVECO) и Renault V.I. основали международный автобусостроительный холдинг IRISBUS, туда в числе венгерских, испанских, немецких, французских и итальянских заводов автоматически вошла и KAROSA.
Со слов представителя завода, в новом тысячелетии компания KAROSA выпускает 11 вполне самостоятельных оригинальных моделей: несколько городских машин (от больших полностью низкопольных, до более мелких), две похожих модели автобусов для пригородных маршрутов (в разной комплектации), три модели для дальнего туризма и роскошный международный лайнер. Это очень солидный показатель, который подстать только крупной фирме. Однако сегодня мы познакомимся с относительно «простой» машиной — KAROSA AXER по разным показателям вполне доступной отечественным перевозчикам. В прошлом году чешская компания выпустила и продала на своём и соседних рынках около 1800 двух- и трёхосных автобусов разных классов.

Дизайн и оборудование
Пригородный автобус AXER на французском, чешском и словацком рынке считается компромиссной моделью между «туристом-регионалом» KAROSA C 955 E и магистральным KAROSA LC 956 E, оборудованным спальным местом для второго водителя. AXER как и другие дорожные братья имеет «полурамную» конструкцию. Точнее, речь идёт о трёх мощных подрамниках (для двигателя, передней и задней подвесок), которые закреплены на двух лонжеронах (переднем и задним, объединяющим силовую линию (ДВС, КПП и ведущий мост)). На эту конструкцию «одевается» стальной каркас, состоящий из шести соединяемых болтами крупноузловых модулей (днище, правый и левый борта, крыша, передняя и задняя панель), к которым крепятся кузовные панели и детали.
Справедливости ради замечу, что, в общем и целом, наружный дизайн AXER нельзя признать ультрасовременным. Такими были машины для международных перевозок 15 лет назад, а спустя ещё десятилетие они были понижены до статуса «региональных туристов». Хотя, по-моему, передняя часть и сегодня смотрится вполне прилично, а внутри скромный пригородный автобус выглядит и вовсе безупречно. Салон обтянут прочной и мягкой тканью (на полу — износоустойчивое синтетической ковровое покрытие), и имеет возможность для трансформации. Шаг между удобными пассажирскими сидениями с откидными подлокотниками может меняться. Над ними, под потолком, во всю длину салона, устроены очень ёмкие багажные полки, а под полом — запирающийся грузовой отсек. Хочу отметить, что в базовой комплектации присутствует такая приятная и редко встречаемая на СНГовских пригородных машинах мелочь, как центральный замок, который подключен к сигнализации и активируется нажатием единой кнопки. При этом все двери, люки, крышки багажного и моторного отсеков автоматически закрываются и принимаются под охрану.
Положительным моментом конструкции AXER при эксплуатации на наших замусоренных дорогах можно считать лобовое стекло на резиновом уплотнителе и фары, выполненные не единым светоблоком, а размещенные отдельно друг от друга. Раздельные фары дальнего и ближнего света, прожекторы, противотуманки и компактные (но мощные) указатели поворотов при движении по ночной трассе, обеспечивают хорошее освещение в разных плоскостях дорожного покрытия и прилегающих зон. Кроме того, при замене (после попадания в стекло камня или после небольшого ДТП) — работа и стёкла фар обойдутся дешевле. Все боковые оконные стёкла тонированы и приклеены к кузову.
По уровню эргономики и комфорта рабочего места водителя KAROSA AXER несколько превосходит СНГовские аналоги: торпедо развернуто полукругом, и до каждого из переключателей будучи пристёгнутым ремнём безопасности можно легко дотянуться рукой, не отрывая спину от глубокого водительского сидения, перекочевавшего в автобус из последней модификации магистрального грузовика IVECO EuroTech. Дизайн торпедо вообще и приборного щитка в частности выполнен в классическом стиле и без малейшего намёка на футуризм. В основе — солидный пластик двух цветов (чёрный и темно серый), местами обтянутый плотным кожзаменителем. Из привычных нам приборов — электрические тахометр и спидометр, да жидкокристаллический дисплей размером с пачку сигарет. В верхней части щитка — три блока контрольно-сигнальных ламп (всего 30 шт.) и 8 кнопочных выключателей. Зато по бокам приборного щитка установлены 21 клавишный и 7 реостатных переключателей для управления главными системами, входящими в базовую комплектацию. В фулл-комплектации их может быть соответственно 35 и 10. Добавьте к перечисленному два подрулевых мульти-джойстика, и вы получите некоторое представление об органах управления на рабочем месте водителя. К ним же относятся удобные невысокие педали и мягкое рулевое колесо среднего диаметра на регулируемой в двух плоскостях колонке. Уровень шума в салоне воспринимается совершенно по другому благодаря ультрасовременной конструкции бортовых панелей, обивке стенок, потолка и пола, которая нивелирует аэродинамические и дорожные шумы от шин и люков.
Компоновка двигателя стандартная — заднемоторная с продольным расположением силового агрегата положенного на правый бок. На автобусе установлен 8-литровый IVECO Cursor-8  мощностью 310 л.с. Двигатель соответствует экологическим стандартам EURO 3. Я считаю, что для автобуса подобного размера и назначения этого мотора более чем достаточно. КAROSA оборудован шестиступенчатой коробкой передач немецкой фирмы ZF. Такого классного привода переключения коробки на недорогом автобусе в комплекте со средним по мощности двигателем я не встречал достаточно давно. КПП включала передачи точно и легко. Она совершенно не требует привыкания, а передаточные числа подобраны очень удачно (именно под этот двигатель).
Передняя подвеска — пневматическая независимая, а задняя — зависимая, но тоже на пневмобаллонах. В результате автобус обеспечивает оптимальный комфорт при движении по любому типу дорожного покрытия будь то асфальт, бетонка или булыжная мостовая.
К положительным чертам этого автобуса можно отнести очень большой багажный отсек объёмом 7 кубометров, расположенные внизу автобуса. Снаружи машина выглядит достаточно компактной, а на самом деле багажник просто гигантский, и сложно представить себе объём поклажи пассажиров (живущих в пригороде или дачников), который бы не влез в эти отсеки. Если же такое произойдёт, то AXER может увезти багаж в прицепе полной массой 2,5 т.

Тест-драйв
Вырулив с территории НВЦУ, AXER влился в достаточно напряжённый поток, двигавшийся в режиме старт-стоп по Окружной дороге в направлении Святошино. Пока автобус не вышел «на оперативный простор» мы еще не раз попадали в «пробки» и «тянучки». Расставшись с Окружной дорогой, и перемахнув по Южному мосту через Днепр, мы оказались в тепличных условиях — на скоростном и многорядном Бориспольском шоссе. Автобус, почувствовав себя в родной стихии, полетел как птица. Во время этого отрезка теста я без малейшего труда достиг скорости 100 км/ч. При этом стрелка тахометра находилась в зеленом поле. Это говорит о том, что крейсерская скорость этой машины рассчитана на 105-110 км/ч. Максимальная же кинематическая скорость, по всей видимости, может доходить до 135-140 км/ч без существенного ущерба для силового агрегата, трансмиссии и шасси автобуса. Мне подсказали, что на время обкатки на нём установлен ограничитель, а круиз-контроль, который стоит на этом автобусе, может быть выставлен максимум на 100 км/ч, что не позволит перевозить пассажиров на слишком высоких скоростях в дальнем рейсе.
Но в основном тест проходил на далеко не лучших киевских дорогах. Тут (по обыкновению) много бугров и ям, и мне понравилось, как автобус преодолевает эти неровности. Он идет плавно, как корабль. И что особенно приятно, — прогнозируемо и правильно работают механизмы управления, а именно рулевое, сцепление и тормоз.
Тормоза в автобусе — великолепные. Они не требуют ни малейшего привыкания и безукоризненно реагируют на нажатие педали именно в том объёме, в котором ты ожидаешь. Эти тормоза также позволяют совершать водителю некоторые небольшие оплошности при маневрировании и перестроении, т.к. над КПД системы работает интегрированная АБС, а педаль утапливается на стандартный для легкого коммерческого транспорта уровень. Водитель, который регулярно работает на больших микроавтобусах, пересев на КAROSA, справится с управлением AXER без малейших проблем. Что касается привода КПП и сцепления, то некоторые технари, не без оснований считают, что на сегодняшний день это своего рода визитная карточка, демонстрирующая класс производителя, из разных узлов и агрегатов комплектующего силовую линию. Педаль сцепления находится на одном уровне с акселератором и «тормозом», поэтому переносить ногу с педали на педаль не грозит опасностью зацепиться рантом за ненужную педаль.
Представитель завода подсказал мне, что ходовая часть автобуса (шасси) оборудована ретардером, который работает в двух режимах. Один вариант его использования — нажимаешь на педаль тормоза, и включается ретардер, а второй режим — агрегат активируется клавишей на приборной панели. Вместе с моторным тормозом, этих систем вполне достаточно, чтобы управлять машиной на трассе, не пользуясь педалью рабочего тормоза слишком часто. По крайней мере, у всех водителей (и особенно — владельцев техники), кто хоть как-то сталкивается с сервисом, это вызывает положительные эмоции, т.к. им не придётся переплачивать за износ колодок и шин.
Очень понравилось рулевое колесо в AXER, — среднее по диаметру и мягкое на ощупь. То есть в Украине хорошо известны автобусы, у которых рулевое колесо больше по диаметру (сэконд-хэнд) или значительно меньше (оттюнингованные машины, и у них несколько другое назначение). А Karosa со средним рулевым колесом позволяет точно дозировать угол поворота и при движении через населенный пункт у водителя не должны возникнуть сложности с управлением этой машиной. По крайней мере, на мой взгляд, с точки зрения управляемости AXER — один из лучших автобусов данного класса, с которыми мне приходилось сталкиваться в последние 2,5—3 года.
Что касается опций, то их перечень выглядит достаточно внушительно. Фирма Karosa тесно сотрудничает с компанией IVECО (FIAT — стопроцентный владелец холдинга IRISBUS, в рамках которого продолжает работать KAROSA). Этим-то всё и объясняется, — следовательно, на автобусе в базовой комплектации присутствуют все вспомогательные электронные системы в силовой линии и ходовой части машины, которые рекомендованы для эксплуатации на европейских автобусах и необходимы для того, чтобы AXER получил допуск на перевозку пассажиров по дорогам общего пользования. К ним, естественно, относятся многоканальная ABS и ASR. Кроме того, завод выпускает модификации «Сибирь» и «Сибирь + Север», оснащённые более мощными печками, дополнительными отопителями, системой предпускового прогрева двигателя и топлива, двойными стеклопакетами а также более надёжными электронными приборами, которые контролируют работу и управляют основным и вспомогательным оборудованием на машине. В Украине такие приборы не встречаются за ненадобностью. С одной стороны, наши перевозчики их не заказывают (так как редко бывают в указанных регионах), а с другой стороны отечественные производители не торопятся внедрять их в производство. Получается, что совершенно замечательные приборы и системы, которые могли бы существенно облегчить жизнь водителя и пассажиров, в силу разных причин на наших автобусах не применяются.
И всё же тестировавшийся AXER нёс на борту кое-что из оборудования для комфорта. Заботливые чехи установили на «украинскую» машину дополнительный отопитель салона Eberspaecher и 2 кондиционера. Маленький работает только на водителя и на переднюю часть салона, а более производительный — Thermo King MRT 1004 — обеспечивает прохладный микроклимат для остальных 90 % пассажиров.
В заключение несколько слов об обзорности с водительского места. Очень приятное впечатление оставили зеркала заднего вида этого автобуса. Во-первых, они действительно велики, во-вторых, регулируются из салона электроприводом, в-третьих, имея дымчатые стёкла и сферическую форму, такие зеркала скрадывают интенсивный свет фар идущих сзади автомобилей. Но этим сегодня никого не удивишь, а вот электроподогрев зеркал в пассажирских СНГовских машинах до сих пор применяется крайне редко. Есть ещё один момент. В базовую комплектацию автобуса входит подогрев пневмоподвешенного водительского сидения (в опциях — сиденье в исполнении Comfort). Оно имеет достаточно широкую амплитуду регулировок вперед-назад, вверх-вниз и отдельный подогрев для спинки и подушки.

Вывод
Учитывая достаточно скромную цену KAROSA AXER (около $ 100 000), при условии поставок в СНГ, его ожидает если и не шумный успех, то гарантировано безпроблемное будущее. Повод для такого мнения один, — простота и надёжность конструкции шасси автобуса обеспечивает запас его прочности на протяжении длительного периода эксплуатации. Силовая линия AXER имеет ресурс приблизительно равный 800 тыс. км, а работоспособность шасси, электроники и ДВС готова поддерживать вся весьма разветвлённая сеть сервисных центров IVECO.

* - один балл   * - пол балла

Фёдор КИРИЧУК

Дата публикации: 29.04.2009
Вернуться в Статьи
NISSAN ПУСКАЕТ КОРНИ В УКРАИНЕ «ПАРОВОЗ» из Минска
Нормативно-правовая база | Органы власти | Для тех, кто в дороге | Отраслевые компании | Выставки | Автоновости |Статьи, Тест-драйв
Стиль, оформление, дизайн и содержание портала являются объектом авторского права и охраняются законами Украины. Перепечатка материалов и иное их использование допускаются при согласовании с администрацией проекта и размещении активной ссылки на портал. Нарушение этих условий влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Торговая марка АВТОПРОФИ зарегистрирована Агентством "Украинские торговые марки", Свидетпльство № 144698.