Партнёры

АВТОПРОФИ - издательский дом.

Реклама

 

Покупка автотранспорта

  • ЗАПЧАСТИ

    100 грн.
  • СКЛАДСКОЕ ОБ-Е, погрузчик складской

    10000 $
  • МИКРОАВТОБУСЫ, грузовой

    350 EURO
  • МИКРОАВТОБУСЫ, пассажирский
    Das Business die Karriere -
    Die Verkäufe der
    Autos, der Waren - Die
    Fachkräfte - IT,
    die
    3500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, платформа

    900 $

Продажа автотранспорта


  • АВТОСТЕКЛА

    29500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, дача

    133350 EURO

ТРАНСБИРЖА

АВТОТРАНСПОРТ

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Статьи и обзоры

ГлавнаяСтатьиМОГУЧИЕ ПОКОРИТЕЛИ БЕЗДОРОЖЬЯ

МОГУЧИЕ ПОКОРИТЕЛИ БЕЗДОРОЖЬЯ

Некоторые автолюбители и даже профессионалы считают, что автомобиль не может похвастать солдатской родословной как, например, танк. Его, если так можно выразиться, мобилизовали на военную службу. Но факты говорят об обратном и для их подтверждения достаточно сделать небольшой исторический экскурс. Давайте начнем с того, что создатель первой самодвижущейся машины с паровым двигателем, французский артиллерийский офицер Николя Жозеф Кюньо, с самого начала работал по заданию военного министра Франции герцога де Шуазеля, который заказал в 1765 г. постройку машины для перевозки пушек и других грузов массой до 4.5 т. Так что первыми появились именно грузовики для военных и каждый наиболее значимый этап в армейском автомобилестроении (кроме создания легких малоразмерных полноприводных вседорожников) на протяжении первой половины ХХ века был связан с возникновением все более крупных и прочных машин.
Задолго до начала массового проникновения автомобиля в войска, наибольшим авторитетом он пользовался в императорской армии под сенью двуглавого орла. Так в период русско-турецкой кампании 1877–1878 г.г. колесные паровые тягачи, изготовленные на Мальцевских заводах в Брянске, транспортировали крупнокалиберные артиллеристские орудия и боекомплект, причем делали они это в тяжелых дорожных условиях.

История класса
После создания двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и развертывания серийного производства автомобилей с бензиновыми моторами интерес к ним в армии стал быстро расти. В 1899 г. в английской армии начали использовать трехколесный автомобиль с одноосным прицепом, на котором монтировался пулемет системы «Максим». Тогда же, не останавливаясь на достигнутом, англичане в войне с бурами в Южной Африке пустили в дело четырехколесную одноместную заднеприводную машину фирмы Дедион-бутон, приспособив к ней пулемет. Новинка, несмотря на свою хлипкость, показала неплохую боеспособность, став родоначальником целого направления.

Военные историки утверждают, что начало практического применения автомобилей в русской армии следует отнести к 1902 г., когда 10 автомобилей использовались на маневрах под Курском. Два года спустя еще 10 машин направили для обслуживания штабов русской армии во время русско-японской войны. Примерно тогда же появились первые скоростные многоосные снегоходы и зародилась идея «кораблей пустынь». В начале ХХ века от использования отдельных автомобилей переходят к организации специальных подразделений. Первыми из них в русской армии стали автомобильные команды, которые создавались с 1910 г. при железнодорожных батальонах.

С появлением авиации и ее быстрым развитием возникла необходимость в создании наземных обслуживающих подразделений, а также зенитно-артиллеристских частей с высокими мобильными и маневренными качествами для борьбы с крылатым врагом. В Германии, Франции и России приступили к разработке таких образцов. В нашей стране пионером в данной области стал инженер Путиловского завода Франц Лендер, который в 1914 г. установил зенитные орудия на шасси американских грузовиков Уайт и отечественных Руссо-Балт-Т. Уже начало Первой Мировой войны показало, что автомобиль в боевых условиях превращается в значимое транспортное средство при перевозке солдат и военных грузов. Широкое применение в войсках нашли мобильные прожекторные установки, за которыми последовали противоштурмовые пушки. Грузовой автомобиль также дал жизнь бронемашинам, которые, наряду с самоходными артустановками, образовали отдельные довольно обширные классы.

А вот самая интересная история из юности советских вездеходов. Оказывается, в 1932 г. (!) небольшим конструкторским коллективом ярославского автозавода, под влиянием английского Guy Caw 8х8 (созданного в 1931-м), на технологической основе заднеприводной «трехоски» ЯГ-10 был спроектирован и построен четырехосный грузовик ЯГ-12 с колесной формулой 8х8. Хорошая работа задней тележки и резервы конструкции ЯГ-10 подсказали дальнейшее логическое решение: добавить переднюю ведущую и управляемую тележку. Впрочем, английское влияние ограничилось только общей концепцией: ЯГАЗ не прибегал к иностранной технической помощи, не было у него также ни образца, ни чертежей. Поэтому конструкция ЯГ-12 считается оригинальной т.к. разработана заводом самостоятельно. Да и сравнение обеих машин (Guy и ЯГ) было явно не в пользу первой: легкий английский тягач с маленьким кузовом и односкатной ошиновкой, без кабины, на фоне нашего большегрузного многоосника выглядел более чем скромно. Да и стоил в 4 раза дороже…

Вторая Мировая война окончательно сформулирована и завершила становление типоразмеров армейской техники, участвовавшей с обеих сторон в величайшей битве моторов. Огромная нагрузка, выпавшая и на долю армейских автомобилей (без которых не обошлось ни одно крупное сражение) подтвердила целесообразность производства больших вездеходов. В войсках противоборствующих сторон помимо транспортных автомобилей активно использовались тяжелые крупнотоннажные и полноприводные машины — десантные амфибии и радиолокационные установки, полугусеничные тягачи и носители реактивного оружия, колесные бронетранспортеры и балластные тягачи.
После войны начался новый этап моторизации Вооруженных Сил страны. В этот период Советскую армию насыщали главным образом автомобилями, выпускаемыми для народного хозяйства. Исключение составляли крупнотоннажные многоосные автомобили повышенной проходимости, в которых армия испытывала ничуть не меньшую необходимость, чем гражданские структуры. Поэтому немалая часть трехосных вездеходных автомобильных шасси в СССР использовалось и для размещения на них специального оборудования: радиостанций, установок для наведения ракет, комплексов для обслуживания авиационной техники, транспортно-заряжающих устройств, инженерных машин и др. Характерным примером может служить легендарный отечественный народнохозяйственный КрАЗ-255, на шасси которого выпускались сваебойная установка, понтонно-мостовой парк и артиллеристский тягач. Автомобили с различным числом осей и колесными формулами использовались для создания комплексов ремонтных средств — от мастерских до отдельных подвижных заводов по ремонту всевозможной военной техники в полевых условиях.

Специалисты утверждают, что сильным импульсом в развитии армейских вездеходов стало постановление Совета Министров СССР в 1954 г. об организации на Научном автомоторном институте (НАМИ) и некоторых автомобильных заводах особых подразделений по проектированию и производству автомобилей различного назначения для нужд обороны. Тем самым в области создания колесных машин высокой проходимости были заложены основы превосходства национальной технической мысли над западными соперниками.

В последней трети прошлого столетия армейская автотехника становится неотъемлемой и важной частью не только тактических подразделений, но и стратегических сил страны. Это, в первую очередь, трехосные транспортные машины, которые чаще всего движутся по дорогам с твердым покрытием. Для них главное — достаточная вместимость грузовых платформ, а не проходимость. Конечно, воистину непревзойденной вездеходностью обладает техника на воздушной подушке, но она достаточно дорого стоит и не обладает экономичностью в эксплуатации. Далее в табели о рангах идет гусеница, которая более доступна, и во многих обстоятельствах бывает предпочтительнее колеса и «подушки». Этот тип движителя обладает одним существенным недостатком — даже при кратковременном контакте, он нещадно убивает асфальтобетонное покрытие. Возможно, именно в силу приведенных обстоятельств колесо получило более широкое распространение.

Но наиболее важны для армии модели боевого назначения, чье присутствие на передовой зачастую оказывает решающее значение. Им приходится выбирать позиции по условиям боевых операций и профиля местности, поэтому они приспособлены для движения по бездорожью. Те же реактивные системы залпового огня или ракетные пусковые установки, действующие в глубине обороны или с закрытых позиций, чаще устанавливаются на трех- или четырехосные полноприводные колесные шасси, обладающие перед гусеничными более высокой маршевой скоростью и плавностью хода, относительной бесшумностью и увеличенным сроком службы. Немаловажно, что при создании армейской колесной техники использовались агрегаты и механизмы серийных гражданских моделей.

С тех пор вездеходность имеет очень большое, иногда определяющее значение для характеристики крупнотоннажных армейских транспортных машин, носителей вооружения, специальной, строительной и геологоразведывательной техники. Это качество обусловливается, прежде всего, проходимостью по различным типам грунтов и покрытий, и способностью преодолевать всевозможные препятствия — рвы (окопы), стенки, уклоны и броды.

Обычные многоосные полноприводные машины с увеличенным клиренсом, при всем многообразии кузовных надстроек и всех усовершенствованиях конструкции, до сих пор с полным на то основанием относятся к категории «техники повышенной проходимости». Колеса большого диаметра и достаточной ширины позволяют применять шины, образующие опорную поверхность увеличенной площади. Зубастые протекторы обеспечивают небольшое давление на грунт, прекрасное сцепление с его поверхностью, большее тяговое усилие, великолепную маневренность и позволяют уверенно преодолевать различные препятствия.

Если раньше большие вездеходы можно было встретить только в войсках, то теперь ситуация изменилась. Вездеходные тягачи, служившие базой для различных систем вооружения и штабных подразделений, теперь применяются еще и для монтажа кранового и бурового оборудования, и в качестве тягачей-перевозчиков внедорожной техники (гусеничных экскаваторов, бульдозеров, горных и добывающих машин).

Продукция
В России, как, впрочем, и в дальнем зарубежье, в последнее время широко практикуются специализированные выставки конверсионной «армейской» техники, а также вседорожных машин и механизмов на ее базе. Естественно, самый широкий ассортимент типажей подобных машин выпускается именно там.

Стремительное развитие ракетных систем, повышение их мощи и, как следствие, габаритов привели к созданию многоосных колесных шасси, в конструкции которых все подчинено транспортировке незначительной гаммы военного снаряжения или даже единственного образца вооружения. Возможность поражать боевые порядки войск и объекты на дальностях от десятков до нескольких сотен километров потребовало от тактических и оперативно-тактических ракетных подразделений высокой мобильности, способности быстро совершать марши к назначенным позициям и скрытно развертываться на них. В разработанных для ракетных комплексов машинах особое внимание обратили на ходовую часть и компоновку с учетом численности и размещения расчета, а также аппаратуры. Понятно, что обычные транспортные грузовики не подходят для таких целей. Типичная схема — двигатель перед кабиной, платформа для грузов и оборудование сзади – значительно снижают эффективность размещения ракетной установки. Кроме того, в этом случае резко возрастает нагрузка на оси. Лучшие в этом смысле возможности открывает четырехосное колесное шасси (8х8) с двигателем, расположенным за кабиной. При такой компоновке снижается удельное давление на грунт, повышаются тяговые и сцепные качества машины.

Ни о каком двойном применении таких вездеходов речи, как правило, не идет. Типичными представителями данной группы машин стали ракетовозы МАЗ — модели «543» (8х8) и «547» (12х12), у которых нет будущего в частном секторе. В передней части каждого из них установлен многолитровый дизель, а по обеим сторонам — кабины экипажа, позади которых находятся посты проверочного оборудования и аппаратура программирования. Сама же ракета находится между агрегатами автомобиля и кабинами управления. Благодаря подобной компоновке центр масс самоходной ракетной установки смещен вниз, что благотворно сказывается при движении по пересеченной местности. Но такое конструкторское решение затрудняет монтаж мирного оборудования.

Аналогичный принцип был положен в основу легендарного семиосного гиганта МАЗ-7917 (14х12), ставшего транспортной базой межконтинентального ракетного комплекса «Тополь» неподражаемого средства устрашения любого агрессора. В этой связи надо отметить, что конструктивные схемы автомобилей, используемых под пусковые установки, отличаются большим разнообразием. Например, зенитно-ракетный комплекс «Оса» смонтировали на трехосном плавающем шасси БАЗ-5937 (6х6), имеющим стальной водоизмещающий корпус, двигатель, расположенный в корме, бортовое расположение агрегатов трансмиссии, управляемые колеса передней и задней осей. Мобильная пусковая установка «Точка» отличается от предыдущей модели несколько иной формой корпуса базовой амфибии БАЗ-5921 (6х6) и тем, что моторный отсек находился за отделением водителя. По такой же компоновочной схеме выполнена плавающая машина БАЗ-6944 (8х8), предназначенная для установки оперативно-тактического комплекса «Ока», не имеющего аналогов на Западе.
К началу 90-х годов ушедшего столетия типаж монтируемого на автомобильных шасси вооружения и специального оборудования значительно расширился, ни один род войск не обходился без колесных машин. Рядом с самолетами работали целые энергетические станции – передвижные аэродромные агрегаты на колесах. На базе полноприводных автомобилей и седельных тягачей создавались топливозаправщики, электрогидроустановки, газодобывающие и газозарядные станции. Колесные машины являлись не только носителями для отдельных мастерских, но и транспортной базой для целых ремонтных заводов. В войсках связи автомобили использовались под радиорелейные станции и коммутаторы. Работу штабов стали обеспечивать комплексы электронно-вычислительных машин и другой аппаратуры, установленной на автомобили различных типов. Таков далеко не полный перечень военных профессий автомобилей.

Вторая жизнь
Сегодня более 95% наземного подвижного вооружения и военной техники Вооруженных сил стран СНГ монтируется на автомобильных базовых шасси. В общей сложности это более полутора тысяч образцов, от ракетоносцев до полевых кухонь. При этом все армейские автомобили по функциональным свойствам сегодня можно разделить на две большие группы. 1. Машины многоцелевого назначения являются самым массовым видом военной колесной техники. На его долю приходится до 85 % общей численности парка автомобильного транспорта, находящегося в Вооруженных Силах страны. Эта техника задействована при перевозке материальных средств, личного состава, на ней монтируются военное оборудование и вооружения всех родов и войск. 2. Специальные колесные машины шасси и тягачи — предназначены для монтажа и транспортирования крупногабаритных тяжеловесных образцов вооружения и военной техники, в том числе ракетных установок, наиболее мощных реактивных систем залпового огня, а также установок технологического назначения.
Если говорить о чисто армейской технике, то это изделия с повышенной степенью защищенности, оснащаемые необходимыми модульными надстройками. Последние в зависимости от назначения машины (пусковая ракетная установка, зенитная система, ремонтная мастерская, съемный кузов и т. д.) должны монтироваться на шасси за считанные минуты и фиксироваться с помощью всего лишь четырех-шести узлов крепления. Только таким образом можно получить образец, выполняющий множество функций, способный решать различные оперативные задачи. Нелишне отметить, что российские военные автомобили, в отличие от своих легковых собратьев, по тактико-техническим характеристикам не только не уступают зарубежным конкурентам, но и во многом их превосходят. Более того, российская армия располагает образцами, которые не имеют иноземных аналогов.

На армейских шасси устанавливается более 420 видов вооружений и военной техники. Кроме того, после демобилизации он служит носителем около 250 образцов различного оборудования для нефтегазового комплекса, лесной промышленности и дорожно-коммунального хозяйства.

Ведущие производители
Весьма убедительно выглядит модельный ряд Брянского завода колесных тягачей (БЗКТ), который в этом году празднует свое 50-летие. Флагманом фирмы стало семейство унифицированных многоосных автомобилей военного и гражданского назначения «Вощина-1». К его особенностям относятся расположение двигателя за кабиной, многоступенчатые трансмиссии с межосевыми и межколесными блокируемыми дифференциалами, независимая торсионная подвеска колес, система регулирования давления воздуха в шинах, а также большая длина грузового отсека у одиночных машин. Армейские и народнохозяйственные автомобили оснащаются ярославскими дизелями мощностью от 300 до 500 л. с.

Среди прочих машин этой марки особый интерес у специалистов вызывали длиннобазный автомобиль БАЗ-6910 (8х8) оборудованный бронированной кабиной увеличенного объема и кузовом-фургоном К-6909, предназначенного для размещения оперативного состава командных пунктов управления и других целей. Седельный тягач БАЗ-6402 (6х6) с 500-сильным дизелем ЯМЗ-849 может буксировать полуприцеп полной массой 30 т по всем видам дорог и местности. Еще один автопоезд из Брянска включает балластный тягач БАЗ-6306 (8х8) с бронированной кабиной в сцепке с артиллерийским орудием калибром 152 мм. В качестве базового для автокрана КС-59711 грузоподъемностью 50 т, созданного с компанией «Автокран» из Иваново, использовано четырехосное шасси БАЗ-69098.

К 1999 году в Брянске было построено значительное число новых образцов армейских машин. Достойны упоминания четырехосные вездеходы БАЗ-69091, БАЗ-6306, БАЗ-64031 (грузоподъемностью 21 до 50 т) и трехосный БАЗ-6402 (грузоподъемность до 40 т), которые служат носителями полудюжины типов оборудования, и такого же количества кузовных надстроек. В свою очередь носитель тактической ракеты «Луна» БАЗ-135ЛМ интересен тем, что каждый из двух двигателей, находящихся за кабиной, приводит колеса своего борта, средние оси сближены, тогда как передние и задние разнесены, а их колеса являются управляемыми. Существуют также весьма любопытное пятиосное (10x8) шасси БАЗ-79094 (есть модификация балластного тягача), грузоподъемность которого составляет 29 т. Все многоосные машины максимально унифицированы между собой. На них установлен V-образный восьмицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-846 мощностью 450 или 500 л. с.

В производственной гамме российского автогиганта КАМАЗ также имеется полноприводный четырехосный вседорожник с колесной формулой 8х8 — КамАЗ-63501. Машина предлагается с трехместной кабиной, 360-сильным «дорожным» двигателем собственного производства и пятиступенчатой механической КПП. Возможно это и не самый прочный, мощный и всепролазный автомобиль на рынке СНГ, но у него имеется два важных достоинства — большая длина грузового пространства и доступная цена…

КРАЗ, широко известный своими двух- и трехосными вездеходами, в прошлом году поставил в серийное производство четырехосную (колесной схемы 8х6, осевой формулы 1+3) модель КрАЗ-7140Н6, обладающую трехосной задней тележкой, трехместной кабиной и 400-сильным 14,8-литровым ЯМЗ-7511.10. С виду машина имеет вполне геройский вид, но какова она в работе — пока не известно, т.к. подобная осевая схема у нас еще не применялась.

В число лидеров производства многоосных вездеходов входит Курганский завод колесных тягачей, имеющий 45-летнюю историю. Первая продукция — аналог МАЗ-537 «Ураган» (8х8) — поступила в войска в 1963 г., однако, на всякий случай, оснащение и мощность предприятия непрерывно наращивалась. На сегодня модельный ряд фирмы составляет 7 базовых моделей колесной формулы 8х8 или 10х8, имеющих 18 модификаций. Однако объемы производства

С 1990 г. «КЗКТ» выпускает балластные тягачи семейства «Русич», а именно КЗКТ-7428 и седельный тягач КЗКТ-74281, предназначенный для замены безнадежно устаревших автомобилей МАЗ-537, эксплуатирующихся с шестидесятых годов. На новом автомобиле — более комфортабельная и просторная кабина, мощные системы фильтрации воздуха, а главное — могучий дизельный двигатель ЯМЗ-64011 мощностью 650 л. с. и гидромеханическая трансмиссия. Такая машина может буксировать по бездорожью полуприцепы полной массой до 65 т, в том числе активные. Существует также ее модификация КЗКТ-74282 — балластный тягач, способный буксировать по бездорожью прицепы полной массой до 75 т, по дорогам с твердым покрытием — до 125 т, а также самолеты со взлетной массой до 200 т по ВПП аэродромов.

Самыми новыми являются дорожно-строительная гамма на четырехосном шасси КЗКТ-6531, а также семейство пятиосных вездеходов КЗКТ-8014, оснащаемое силовыми установками ТМЗ или Cummins c гидромеханической трехступенчатой КП с блокируемым гидротрансформатором и двухступенчатой раздаткой. Машины могут иметь трех- или шестиместные кабины и погрузочные площадки длиной от 8 до 14,5 м.
Наиболее распространенным в армиях СНГ становится «Урал». Не увлекаясь «почиванием на лаврах», компания предложила сразу три полноприводные модели и разных типоразмеров и с разными кабинами — четырехосные «532365.1» и «632341.10», а также пятиосную «692341.10». Машины новые и некоторые из них даже не успели пройти предсерийные испытания.
Занимаясь подготовкой этой статьи, я пришел к очевидному выводу — и армии, и коммерческие структуры различных форм собственности из СНГ полностью обеспечены многоосной крупнотоннажной техникой собственного производства для любых целей и нужд. И действительно, я что-то не припомню ни единого случая продажи у нас многоосного вездехода-иномарки.

Фёдор КИРИЧУК                                                                           www.autoprofi.ua

Дата публикации: 17.03.2009
Вернуться в Статьи
Вездеходы от «НАМИ» Печальная судьба «ПОСЛЕДНЕГО ИЗ МОГИКАН»
Нормативно-правовая база | Органы власти | Для тех, кто в дороге | Отраслевые компании | Выставки | Автоновости |Статьи, Тест-драйв
Стиль, оформление, дизайн и содержание портала являются объектом авторского права и охраняются законами Украины. Перепечатка материалов и иное их использование допускаются при согласовании с администрацией проекта и размещении активной ссылки на портал. Нарушение этих условий влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Торговая марка АВТОПРОФИ зарегистрирована Агентством "Украинские торговые марки", Свидетпльство № 144698.