Партнёры

АВТОПРОФИ - издательский дом.

Реклама

 

Покупка автотранспорта

  • ЗАПЧАСТИ

    100 грн.
  • СКЛАДСКОЕ ОБ-Е, погрузчик складской

    10000 $
  • МИКРОАВТОБУСЫ, грузовой

    350 EURO
  • МИКРОАВТОБУСЫ, пассажирский
    Das Business die Karriere -
    Die Verkäufe der
    Autos, der Waren - Die
    Fachkräfte - IT,
    die
    3500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, платформа

    900 $

Продажа автотранспорта


  • АВТОСТЕКЛА

    29500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, дача

    133350 EURO

ТРАНСБИРЖА

АВТОТРАНСПОРТ

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Статьи и обзоры

ГлавнаяСтатьиТахограф - «шпион» или помощник?

Тахограф - «шпион» или помощник?

Fedorov & KatkovaНесколько лет тому газета «Автопрофи» опубликовала статью под приведенным заголовком, которая привела к желанию сравнить события прошлые, сегодняшние и будущие относительно этого довольно «популярного» в Европе прибора. К участию в разговоре, как и прошлый раз, приглашен директор техно-сервисного центра «Арвест» г-н Федоров В.Н., он же эксклюзивный представитель производителя тахографов фирмы Stoneridge Electronics, больше известная под брендом Veeder Root.
Учитывая то, что Украина, в конце концов, приняла решение относительно присоединения к Европейскому Соглашению (AETR) (Закон Украины от 07.09.2005г. № 2819-IV) и опубликованием распоряжения Европейского парламента и Совета Европы №561/2006 от 15.03.2006г. наш разговор так или иначе будет касаться проблем связанных с этим вопросом. По этому поводу в последнее время в печати появилось довольно много публикаций разных авторов. И или большинство из них несут недостоверную информацию, или может лоббируют свои определенные интересы. Вот и информация предоставленная Автопрофи г-ном Кондратюком вызвала у моего собеседника целый ряд несогласий.
Прежде всего, нам необходимо раз и навсегда определиться с терминологией. Каждый закон, соглашение и стандарты определяют единство этих понятий. Первый пример — это вышеприведенная аббревиатура AETR именно так вся Европа определяет Соглашение относительно работы экипажей при выполнении международных автоперевозок и походит она от французского названия настоящего Соглашения, согласно преамбуле (Accord europeen relatif  au travail des equipages  des vehicules effectuant des transports internationaux par route). Ну, а как мы ее «обзываем»: Россия — ЕСТР, Украина в переводе с русского — ЄУТР. Надо бы прийти для начала к общей терминологии…
Следующий термин, который очень часто встречается в употреблении «тарировка». Даже свидетельства об этом выдают некоторые предприятия, включая и государственные. В Государственных стандартах ДСТУ — такой термин вообще отсутствует. Может он есть в советских стандартах? Да есть и означает определение градуированной характеристики измерительного средства и относится к нерекомендованным…
Обратимся к законодательным актам и увидим, что сам прибор подпадает под систему государственного метрологического надзора, а вот автомобиль целиком, в котором вмонтирован этот прибор — нет. А если прибор есть в сфере государственного надзора, то соответственно к нему в полной мере относятся требования относительно государственной поверки (просим не путать со словами проверка) после производства, ремонта и при окончании межповерочного интервала.
Европейские производители при выполнении работ по адаптации, с целью определения метрологических характеристик и пригодности средства измерительной техники к применению в определенных условиях, (а именно, эта операция выполняется в составе АТС) используют термин калибровка (calibration). Но этот термин некоторыми организациями Держспоживстандарту используют как т.н. ведомственная поверка, которая отнюдь не может выполняться несоответствующим исполнителем. В конце концов, наши соседи, поляки, пользуются сроком легализация, но такого срока нет в нашей метрологии. Вот и возникает вопрос, а куда же мы смотрели 15 лет подряд, так как решение ЕС относительно обязательного использования тахографов было принято еще в 1992 г. и введено 24.04.1995 г.
Не понятно, что это за европейские свидетельства выдаются г-ном Кондратюком? Если на соответствие §57 немецких норм, то как быть с законом Украины о метрологии, со сдачей с требованием AETR лишь относительно инсталляционной таблички. И табличка в последних моделях не предполагается, так как все данные заводятся соответствующим прибором в память и отображаются на дисплее…
Обратимся снова к указанному Соглашению AETR и процитируем статью, которая однозначно свидетельствует о необходимости наличия в государстве компетентного органа. Как же Украина подошла к этой проблеме — никак. На протяжении 12 лет Министром транспорта трижды давались доверенности УДП «Інтеравтосервіс» о внедрении тахографов в Украине. Кроме попытки монополизации этой сферы в пользу очень уважаемой фирмы Siemens VDO (более известной как Kienzle) дело дальше не пошло. Такой подход вызвал целый поток приборов, которых нет в Государственном Реестре Украины, а затем и практическая невозможность их использования. Достаточно сказать, что сегодня в Украине эксплуатируется более 10 типов тахографов, в основном ввезенных в составе АТС, а в Держреєстрі только 2… Итак кому поставить это в вину. Гостаможслужбе — нет, так как они оформляют автомобиль, а не его комплектующие, сертификационным органам, также — нет, Госстандарту и ГАИ — в определенной мере — да. Ведь спидометрическое оборудование (приборы) должны проходить ежегодную госповерку — это кто же самоустранился от этой процедуры?
Таким образом отсутствие компетентного органа в Украине породило целый ряд проблем. Наличие новых государственных структур Головтрансінспекції, СМАП, отнюдь не закрывают эту проблему.
А проблема заключается в следующем:
Первое — это предоставление права на выполнение специальных метрологических работ после проверки компетентности исполнителей.
Второе — наличие рабочих эталонов, специальных приборов.
Третье — согласно новой редакции AETR, исполнителям необходимо получить согласование производителя тахографов.
Исполнитель должен быть зарегистрирован в государственном компетентном органе, получить соответствующую пломбу, а затем — быть представленным в европейском реестре исполнителей через государственный орган.
Украинским Ндіавтотранспроект была представлена Кабинету Министров соответствующая концепция решения этих проблем, которая была утверждена заместителем Министра Кролем С.С. 23.02.06г. В данной концепции представлен план введения в действие требований AETR. А требования эти предусмотрены довольно и довольно значительные — это и приложение В1 (250 страниц А4), компьютерная система Tacho net — регистрация и контроль водителей, сервисных пунктов, владельцев, инспекций и в конце концов стандарт в 7 частях ISO 16844, введенный в ЕС ещё в 2004 г.
Как же мы собираемся решать эти проблемы? Предложения г-на Агєєва В.Б., как руководителя рабочей группы, довольно четко обрисовывают эту перспективу. Прежде всего, необходимо проинвентаризовать исполнителей.
Очевидно, что созданная рабочая группа при Ндіавтотранспроект должна подготовить и подать необходимые материалы в Госстандарт относительно внесения в Держреєстр приборов, которые фактически используются в Украине. Одновременно с этой процедурой импортеры и производители должны предоставить документы, относительно внесения в Держреєстр тахокарт, что предусмотрено AETR. Эта процедура не будет вступать в противоречие ни с законом о метрологии ст. 48, ни ЦК ст. 10, ни с AETR.
EltranОтносительно контрольно-поверочной аппаратуры, то её в Украине не так уже и много, а если заглянуть в Держреєстр, то её (утверждённой) нет вообще. Приборы, которые были ввезены в Украину (ни один) не прошли предусмотренную Госстандартом метрологическую таможенную процедуру, из-за отсутствия соответствующих нормативных документов и методик. Единственым прибором, который изготовляется в Украине в единичных экземплярах с метрологической аттестацией и соответствующей методикой, и предназначенный для всех типов тахографов с русскоязычным дисплеем, есть Елтран 5907, который производит одноименное предприятие «Елтран» во Львове.
Относительно нормативной документации, то в Украине есть единая методика «Тахографы автомобильные. Методика поверки МПХ 02.105-2000», разработанная в 1997 г. и вторая редакция в 2000 г. Харьковским РДЦСМС, но её нет в государственном перечне.
Можем ли мы проводить в Украине соответственно работы на европейском уровне? Очевидно нет. Поэтому вы можете читать рекламу относительно «проверки», «тарировки», «обучения спецов. и продажи приборов), которых нет в Держреєстрі, и т.п.. Достаточно сказать, что к поверки тахографов аккредитованы только 5 (пять) центров (Харьковский, Укрцсм, Львовский, Закарпатский и Винницкий).
Обычно возникает вопрос, а где же можно научиться и организовать работу согласно Европейским нормам, так как в Украине их ещё нет? Во-первых, у производителей и их полномочных представительств. На сегодня мы имеем Siemens VDO (e1), Stoneridge Electronics (e11), Actia Poltic (e20) и всё.
Во-вторых, в учебных заведениях (автомобильных и метрологических (теоретически)) и на уполномоченных компетентным органом предприятиях.
В-третьих, определенную часть данных можно получить из Интернета, но это не будет систематизированной подборкой да и приводится она на иностранных языках. Украиноязычную страницу пробует создать ТСЦ «Арвест», но при отсутствии нормативной базы в Украине, ссылка на неё недостаточна.
В определённой мере заполнить этот пробел в своё время взяла на себя рабочая группа при Ндіавтотранспроект и мы считаем, что все публикации должны согласовывать именно с этой группой.
Очевидно, в первую очередь, Госстандарту Украины необходимо разработать, утвердить и зарегистрировать методики поверки и калибрования на базе норм ЕС, создать контрольно-поверочные пункты в каждом областном центре, аккредитировав региональные центры стандартизации. На наш взгляд Держспоживстандарту не помешало бы организовать специальный семинар, возможно при участии иностранных консультантов.
Из средств массовой информации, а также из слухов все мы знаем о цифровых тахографах. Момент настал — он регламентирован распоряжениям ЕС №561/2006 §27 и определяет как 20 дней после публикации, т.е. 1 мая 2006 г. Что же это за «зверь»?
Об этом «звере» можно утвердительно сказать, что это очередная победа конструкторов над нечистыми на руку перевозчиками. Ведь этот прибор не дает возможности внести несоответствующие данные дорогим механическим способом (упоры, гнутье резаков, фальшивый сигнал, и т.п.). Но об украинских хакерах ходят такие легенды, что у западно-европейцев кровь в жилах стынет. В соответствии с приложением В1 Соглашения AETR были разработаны и изготавливаются цифровые тахографы, их около 10 типов. Но по состоянию на этот день только 3 могут быть использованные в странах ЕС, как такие, что выдержали полный цикл испытаний, а также согласительные тесты, относительно вхождения в международную компьютерную систему Tachonet. В отличие от аналоговых электронных и программированных тахографов, в цифровых носителем и хранителем информации является смарт-карта, которая содержит соответствующую втулку. Красная карточка, или сервисная выдается компетентным государственным органом только уполномоченным исполнителям, которые имеют соответственно пломбы и внесены в государственный и международный реестры. Красная карточка предоставляется на соответствующий срок (1 год) и даёт возможность полного входа в программное обеспечение тахографа с целью его контроля и калибрования.
Белая карточка — для водителя — с соответствующими надписями и фотографией выдается на 5 (пять) лет и дает возможность зарегистрировать все действия водителя (время работы, скорость и её превышение, отдых, пройденный путь, и т.п.), и сохранять её на протяжении 28 суток с дальнейшей заменой. С помощью этой карточки можно распечатать в дороге любой из указанных периодов.
Синяя карточка — инспекторская — даёт возможность просмотреть её на дисплее, или распечатать соответствующие данные за определенный период.
Желтая карточка — владельца — даёт возможность владельцу снять показы результатов работы водителя и ввести в компьютер для более продолжительного хранения информации.
Прибор имеет годовую дублированную память и может сохранять информацию даже при полном механическом уничтожении тахографа.
Ну, а время «Ч» настало 1 мая 2006 г. согласно распоряжению Европейского парламента № 561/2006 от 15.03.2006 г. Нельзя согласиться с 4-х годовым оптимизмом г-на Кондратюка. Вообразите себе, что украинский перевозчик приобрел АТС выпуска после 01.05.2006 г. с вмонтированным цифровым тахографом. А вот карточку водителя в Украине приобрести невозможно, так как отсутствие компетентного органа не дает возможности воспользоваться системой Tacho net. Ну, а выход — заменить тахограф на аналоговый программированный.
Вторая версия: одному з украинских заводов «бог послал контракт на поставку АТС в страны ЕС». Так вот, эти АТС должны быть оборудованы уже цифровыми тахографами.
Первая «ласточка» от наших соседей (Республика Польша) — стоимость карточки достигает 350 долларов США (при цене тахографа у производителя приблизительно 500 долларов США), а изготовляет их монетный двор.
На вопрос относительно ценовой политики, г. Федоров предоставил информацию, что калибрование тахографов у чуть них дороже, чем у некоторых конкурентов, из-за проведения обязательной государственной поверки в аккредитованных центрах, где есть общие контрольно-поверочные пункты (Львов, Винница, Закарпатье). Зато клиенты «Арвеста» ещё ни разу не имели проблем за рубежом. Относительно установки тахографов, в основном фирмы Stoneridge Electronics, то низкая цена (значительно ниже, чем в ДП СМАП) зависит от комплектации, ведь в большинстве АТС применяются комплектующие, которые можно ещё использовать в качестве запчастей.
Еще одно замечание, как это ДП СМАП может объединять контрольные функции с коммерческими?
Хотелось бы отметить, еще такой важный фактор, как изменения в психологии перевозчиков. Всем известно, как тяжело было в советские времена быть международным перевозчиком — ведь это лицо государства. Сегодня мы с уверенностью свидетельствуем, что перевозчики, которые работают в западном направлении, настоящие представители государства, не только потому что они почти избавились от плановых «штрафов» типа 20 $, а и их знаниями и поведением, как в Украине так и за границей.
Вывод: если считать значительное количество желающих контролировать, — то тахограф таки «шпион». Прибавьте к ним тех, кто будет отныне проводить техосмотры в Украине…

Подготовил Фёдор КИРИЧУК

Дата публикации: 07.04.2009
Вернуться в Статьи
ХОЛОДИЛЬНИК НА ПРИЦЕПЕ Тревожное равновесие Беларусского автопрома
Нормативно-правовая база | Органы власти | Для тех, кто в дороге | Отраслевые компании | Выставки | Автоновости |Статьи, Тест-драйв
Стиль, оформление, дизайн и содержание портала являются объектом авторского права и охраняются законами Украины. Перепечатка материалов и иное их использование допускаются при согласовании с администрацией проекта и размещении активной ссылки на портал. Нарушение этих условий влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Торговая марка АВТОПРОФИ зарегистрирована Агентством "Украинские торговые марки", Свидетпльство № 144698.