Партнёры

АВТОПРОФИ - издательский дом.

Реклама

 

Покупка автотранспорта

  • ЗАПЧАСТИ

    100 грн.
  • СКЛАДСКОЕ ОБ-Е, погрузчик складской

    10000 $
  • МИКРОАВТОБУСЫ, грузовой

    350 EURO
  • МИКРОАВТОБУСЫ, пассажирский
    Das Business die Karriere -
    Die Verkäufe der
    Autos, der Waren - Die
    Fachkräfte - IT,
    die
    3500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, платформа

    900 $

Продажа автотранспорта


  • АВТОСТЕКЛА

    29500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, дача

    133350 EURO

ТРАНСБИРЖА

АВТОТРАНСПОРТ

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Статьи и обзоры

ГлавнаяСтатьиПолуприцепы-самосвалы.

Полуприцепы-самосвалы.

Специалисты, часто наезжающие в Западную Европу, 10-12 лет назад с некоторым удивлением отметили резкий рост количества самосвальных автопоездов на тамошних дорогах общего пользования. Но с выводами, как всегда, опоздали. У отечественных владельцев специализированных парков большие самосвалы не в фаворе. По нашим дорогам колесят тысячи самосвалов (их средняя грузоподъёмность 12-15 т), на каждом из которых установлен двигатель, и каждому нужен водитель. Но от прогресса и здравого смысла не убежишь, поэтому, пусть и с опозданием, мы начинаем знакомиться с этим высоко производительным видом техники, и пытаемся его «трудоустроить»…

SpriderНе стану организовывать вам исторический экскурс на эту тему и вдаваться в детали, не имеющие прямого отношения к сегодняшнему положению дел. Разве только подчеркну, что вскоре самосвальные полуприцепы отпразднуют столетие со дня своего рождения, а сегодня прочные рамы под усиленные шасси для самосвальных п/п-пов с различным успехом пытаются делать практически все производители этого вида техники. Так из 175 известных в Европе фирм меньше дюжины компаний не выпускают и не собираются производить такую продукцию. По-моему, наибольших успехов на этом поприще добились немецкие компании (особенно Schmitz Cargobull и Fliegl Fahrzeugbau), пара российских производителей (резко нарастивших производственные мощности), а так же, как это не покажется странным — МАЗ и КАМАЗ. Почему у меня сложилось такое мнение, постараюсь объяснить позже. А пока начну с краткого описания серийно выпускаемой техники, которая продается на украинском рынке.

Концепции
Самосвальные п/п-пы подразделяются на несколько типов: карьерные, строительные, Talson-1сельскохозяйственные, специального назначения (с манипуляторами или кранами), самосвальные цистерны и бункеры-боксы (о которых стоит поговорить отдельно). Самосвальные кузова для перевозки насыпных или навалочных грузов могут быть коробчатой, ковшовой, совковой или бункерной конструкции, с прямыми, наклонными или изогнутыми бортами, рифлёным или гладким дном. Они производятся на двух- или трёхосных шасси (редко — на четырёхосных) и оборудуются барабанными тормозами (часто с электроникой в приводах исполнительных механизмов). В зависимости от назначения и конструкции ТС гидравлическое подъёмное устройство может располагаться внизу кузова или перед ним. В этих случаях выгрузка может осуществляться на одну из сторон или назад, а управлять процессом теперь можно не только из кабины или с наружного пульта, но и с помощью радиопередатчика. Впрочем, в последнее время на рынке самосвальных п/п-пов потребителям предлагают пусть и недешёвые, но весьма практичные п/п-пы с трёхсторонней разгрузкой.
Кроме того, выгрузка и трамбовка груза в самосвальном кузове может осуществляться поршнем/прессом, двигающимся в горизонтальной плоскости. Одним из первых крупносерийное производство таких кузовов начала компания Fliegl. Большие самосвальные полуприцепы такой конструкции очень эффективны при перевозке мусора и при сельскохозяйственных работах.
Fliegl DHKA 350Другим ноу-хау последних лет стало использование оцинкованных рам и элементов шасси. В числе пионеров непримиримой борьбы с коррозией выступил Schmitz Cargobull. Оцинкованная рама самосвального полуприцепа легче усиленных стандартных конструкций, обработанных грунтами, красками и спецсоставами, служит гораздо дольше и сохраняет при этом свою геометрию и прочностные характеристики. Второй фишкой продукции Шмитц Каргобулл стал самостоятельный выпуск полуоси. Это позволило несколько удешевить конечную продукцию и, главное, проводить обслуживание и ремонт кузова, рамы и полуосей в одном месте, что сокращает временные и финансовые затраты на сервис транспортного средства.
Свою лепту в прогресс производства внёс и Fliegl. Практически в одно время со Шмитцем он начал использовать цинковое покрытие для рам и элементов шасси, но с алюминием при массовом выпуске кузовов связываться не спешит. Ведь по большому счёту, элементарный ремонт стального кузова возможен на любом предприятии, где есть сварочный аппарат, чего не скажешь об аргоновой сварке для алюминия и невозможности рихтовки коробов из крылатого металла.

Модели лидеров
Сколько ни будь подробно описать все модели самосвальных п/п-пов, выпускаемых в разных Benderуголках земного шара, не представляется возможным. Более того, самые полные каталоги почему-то содержат очень сжатую техническую информацию об этом виде продукции. Даже лидеры производства и продаж весьма сдержано освещают ТТХ больших самосвалов, делая упор на магистральную технику. И всё же удалось кое-что разузнать…
Интересным, на мой взгляд, есть предложение компании Fliegl, имеющей один из самых внушительных модельных рядов несамоходных самосвалов для перевозки любых типов грузов. По свидетельству представителей компании сегодня на конвейере находится дюжина оригинальных моделей самосвальных прицепов (в двух десятках модификаций) и пять моделей самосвальных п/п-пов. Для крупнообъёмных сыпучих грузов Fliegl предлагает стальные полуприцепы новой конструкции, для производства кузовов которых используется профилированная сталь Hardox толщиной 4 или 6 мм. П/п-п оборудован задними воротами, открывающимися на три стороны (влево, вправо и весь дверной блок — вверх). Дополнительно двери оборудованы шибером. Преимущество стальных кузовов, по мнению директора Йозефа Флиегля в том, что они, бесспорно, наиболее адаптированы для дорог с некачественным покрытием стран постсоветского пространства.
CarnehlМногие производители всё же наладили выпуск кузовов из алюминиевых сплавов. Но как показывает опыт, этот материал годен только для изготовления платформ под перевозку песка и зерна. Надежность сварных швов алюминиевого кузова при максимальных загрузках и эксплуатации на грунтовых, не шоссейных (булыжных) дорогах, не выдерживает варварских условий при стандартных нагрузках. Также, при высоте борта 1,8-2 м — и падении груза (имеющего большой удельный вес) из ковша погрузчика с высоты ~ 2,5 м, нагрузка на днище возрастает во много раз. Отрицательный эффект создаёт и то обстоятельство, что при перевозке насыпных крупнофракционных грузов в алюминиевых кузовах, в результате трения происходит сильный абразивный износ их днища. Настил становится шероховатым (с множеством вмятин) и способствует прилипанию (примерзанию) груза, чего не происходит со стальным настилом.
Что касается веса п/п-па, то использование Hardox–легированной стали и применение новой конструкции свели к минимуму разницу в весе между алюминиевым и стальным кузовом. Например, достаточно крупный 50-ти кубовый прицеп Fliegl DHKS – 350 только на 1,4 тонны тяжелее алюминиевого варианта такого же объёма. В карьере (например, гранитном) эта разница не имеет Talsonзначения, зато важна стоимость ремонта протёртого и продавленного алюминиевого кузова.
Большой популярностью за рубежом пользуется 24-кубовый самосвальный п/п-п от Fliegl — Stone Master, который оснащён стальным Hardox полуовальным сварным кузовом. Высокая надёжность и многолетний опыт показывают незаменимость стальных кузовов в строительстве автобанов (в режиме Off-road), при работе на маршруте карьер-завод и т. д.
Schmitz Cargobull имеет менее разветвленный модельный ряд, чем Fliegl. Зато в производстве самосвальных кузовов для п/п-пов использует более широкий ассортимент сталей толщиной от трех до восьми миллиметров. Самыми покупаемыми самосвальными полуприцепами Schmitz Cargobull являются 30- и 50-кубовые самосвалы с комбинированным кузовом (днище из стали, борта из алюминия), собранные при помощи болтов вокруг оцинкованной рамы.
Kraker Trailers год назад представила свою очередную новинку — п/п-п с двухсторонней Schwarz+Cantoniразгрузкой, изготовленный на базе модели с двумя гидравлическими боковыми сдвижными дверями, открывающимися вверх. Цельные боковые двери обладают многократным запасом прочности и рассчитаны на долговечную эксплуатацию, а их способность открываться по всей длине п/п-па сокращает интервал загрузки-разгрузки на строительстве разнообразных объектов. Поэтому удалось сэкономить на массе подъёмного гидрооборудования кузова. Дебютант оснащён экстражёстким шасси фирмы Wijchen. Для большей маневренности две оси из трёх являются управляемыми. Малый вес модели (около 8 т) стал возможен при использовании в производстве лёгких материалов (стандартный п/п-п такого класса весит 11–12 т).
Определенный интерес вызывают гаммы самосвальных прицепов и п/п-пов, выпускаемые крупными MAZ-9530-010автомобильными заводами в СНГ. Это уникальная ситуация в мировом машиностроении. Ни одна солидная зарубежная компания такими вещами не занимается. Там отдают произведенные шасси для последующего пере- и дооборудования фирмам, которые изготавливают на их базе всю номенклатуру спецтехники, прицепов и п/п-пов. У нас всё не так. Автогиганты постсоветского пространства, не надеясь на партнеров-смежников, сами выпускают самосвальные кузова и устанавливают их на свои шасси и на собственного же производства п/п-пы.
MAZ930_bigВ этом плане показательны модели из Беларуси вообще и из Минска в частности. В первую очередь — это самосвальный п/п-п МАЗ-9530, имеющий платформу увеличенного объёма, достигающую 28,8 кубометров. Вторым хитом продаж становится относительно компактный трёхосный 59-тонный п/п-п для перевозки зерна МАЗ-3РР-59. В Минске заканчивается подготовка к производству еще двух надёжных и производительных самосвальных п/п-пов, ТТХ которых пока засекречены. Практически все самосвальные автопоезда, созданные на трёх беларусских предприятиях, с успехом реализуются на российском рынке.
Ничего удивительного нет в том, что производственно-финансовый монстр КАМАЗ, прикупивший Bodex 25парочку специализированных заводиков (Ставропольский завод «Автоприцеп» (СЗАП) и «НефАЗ»), также спонсировал разработку и выпуск пары-тройки достаточно интересных самосвальных п/п-пов. По прочности они превосходят беларусскую продукцию, но уступают украинской. Что касается цены, то самосвальные п/п-пы, собранные в СНГ, находятся в одном диапазоне: $ 25 – 40 тыс., а объёмы производства лидеров постсоветского рынка (до кризиса) стали вполне сопоставимыми с объёмами тех, кто замыкает европейскую пятёрку.
SchwarzMИ последнее. Я начал готовить эту статью после нескольких тест-драйвов самосвальных автопоездов как снговского, так и западного производства. Кроме 75-120-процентной разницы в цене у них есть несколько других существенных отличий. Утонченный даже в мелочах дизайн иномарок, скрупулезная сборка и аккуратная покраска качественными материалами даже второстепенных узлов и агрегатов, позволяет самосвальным полуприцепам западного производства дольше сохранять товарный вид, а иногда — до списания находиться в технически исправном состоянии. Правда, при интенсивной эксплуатации этого можно добиться только за счет дорогостоящего сервиса и по-прежнему недешёвых запчастей. То есть, единожды заплатив высокую цену за приобретённую технику, её владельцу постоянно Schwarz M3придётся раскошеливаться на фирменные запчасти и фирменный сервис.
К простой и неприхотливой СНГовской технике, лично у меня, всего одна претензия: если вывести за скобки незамысловатый дизайн и качество покрытий (обеспечивающее коррозионную стойкость) «наши» полуприцепы проигрывают за счет комплектации. Если бы их более тщательно красили (используя приличную краску), применяли бы современные и хорошо защищенные коммуникации (разъемы проводки, трубопроводов и, конечно — светотехнику), а также нормальные шины (!), то полуприцепы, произведенные в России, Беларуси и Украине, пользовалась бы гораздо большим успехом не только на постсоветском пространстве, но и на рынках развивающихся стран.

Фёдор КИРИЧУК

Дата публикации: 16.04.2009
Вернуться в Статьи
«Облик IT для торговли меняет фокус IT-проектов». Тяжелые грузовики в свободном падении
Нормативно-правовая база | Органы власти | Для тех, кто в дороге | Отраслевые компании | Выставки | Автоновости |Статьи, Тест-драйв
Стиль, оформление, дизайн и содержание портала являются объектом авторского права и охраняются законами Украины. Перепечатка материалов и иное их использование допускаются при согласовании с администрацией проекта и размещении активной ссылки на портал. Нарушение этих условий влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Торговая марка АВТОПРОФИ зарегистрирована Агентством "Украинские торговые марки", Свидетпльство № 144698.