Партнёры

АВТОПРОФИ - издательский дом.

Реклама

 

Покупка автотранспорта

  • ЗАПЧАСТИ

    100 грн.
  • СКЛАДСКОЕ ОБ-Е, погрузчик складской

    10000 $
  • МИКРОАВТОБУСЫ, грузовой

    350 EURO
  • МИКРОАВТОБУСЫ, пассажирский
    Das Business die Karriere -
    Die Verkäufe der
    Autos, der Waren - Die
    Fachkräfte - IT,
    die
    3500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, платформа

    900 $

Продажа автотранспорта


  • АВТОСТЕКЛА

    29500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, дача

    133350 EURO

ТРАНСБИРЖА

АВТОТРАНСПОРТ

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Статьи и обзоры

ГлавнаяСтатьиВ средневзвешенном состоянии

В средневзвешенном состоянии

Американцы любят шутить, что треть их нации хочет похудеть, треть — прибавить в весе, а треть еще не взвешивалась. Примерно так же обстоят дела и с нашими грузоотправителями. Мало загрузил в машину — придется платить за лишнюю ходку, много — за перевес. (Если, конечно, транспортник заранее оговорил, кто за нарушение "перевозочной диеты" отвечает.) Лучше всех тому, у кого получится больной вопрос лишнего веса с соответствующими службами вовсе не обсуждать.

Хотя сознательное пребывание перевозчика в неведении о том, какая ось и как прогнулась, может печально закончиться для самого транспортного средства. Одну такую грустную историю о непомерных аппетитах грузоотправителя журналистам АП поведали в Одессе: как только в теплый приморский день заморский контейнер расстался с крючком отечественного подъемного крана и занял свое место позади кабины водителя, колеса автомобиля разъехались в разные стороны.

Периодически перевозчики (особенно из Одесской и Николаевской областей) протестуют против введения в действие весовых комплексов, которые не периодически, а как правило показывают нарушение норм загрузки. Пока ехал по Европе — все было хорошо. Как только добрался до родных мест, вместо усушки и утруски произошла значительная прибавка в весе.

Этот местный физический феномен времен независимости учеными-физиками до сих пор так и не разгадан. Отсюда и протесты. Но протестуют южане не против самой процедуры взвешивания как таковой, а против того, каким образом она происходит сейчас. При нормально организованном процессе взвешивания перевозчики смогли бы найти и для себя кое-что полезное.

Поэтому сегодня более всего они опасаются, что на новых весовых комплексах будут играть по старым правилам. И пока не нашлось ни одного чиновника, причастного к этому вопросу, который бы смог убедить их в обратном или хотя бы намекнуть на предстоящие перемены.

Среди перевозчиков распространено мнение, что именно служба автомобильных дорог Украины "Укравтодор" является государственным монополистом и в весовом вопросе. Насколько это справедливо, сегодня сказать трудно. При этом кажется, что "Укравтодор" — "государево око на дороге" — не меньше самих перевозчиков должен быть заинтересован в том, чтобы в весовом хозяйстве царили "чистота и порядок". Но на вопрос, почему спрашивают именно с дорожников и чьи люди на благо чьих карманов взвешивают, не ответит даже человек, к весам причастный.

Существует несколько источников, благодаря которым может окупаться ущерб, наносимый нашим дорогам большегрузными транспортными средствами. (Правда, автомобилисты считают, что вопрос о том, кто и кому наносит больший ущерб — они дорогам или дороги им — очень спорный.) Сегодня существует система штрафов за нарушения правил движения, сюда же привлекаются деньги, поступающие от развитой инфраструктуры (за пользования мойками, услугами СТО, кафе и гостиницами). Но наиболее мутным источником такого финансирования по-прежнему остается взвешивание грузовиков.

Деятельность весовых комплексов на территории Украины регулируется постановлением Кабинета Министров от 02.02.1993 г. №83, а именно разделом 5 ст. 14—18, №30 от 18.01.2001 г., а также законом Украины "О введении единого сбора, взимаемого в пунктах пропуска через государственную границу Украины", ст. 5, 6, 8, 9.

Согласно закону Украины "О дорожном движении", раздел 5 ст. 29, на проезд транспортных средств, габариты которых превышают допустимые нормы, необходимо получать специальные разрешения, согласованные с ГАИ и коммунальными службами, если маршрут проходит через населенные пункты. Внутри страны весовые комплексы находятся в подчинении государственного предприятия "Укрмагистраль". Однако существует ряд частных компаний, которые тоже любят взвешивать и не отказывают себе в этом удовольствии

Кому это выгодно?

Если дорожные знаки иногда могут превратить шоссе в лабиринт, то их отсутствие… В свое время Кабинет Министров Украины издал два постановления. В постановлении №30 (п.5) от 18.01.2001 г. говорилось "О проезде крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств автомобильными дорогами, улицами и железнодорожными переездами", а в постановлении и №1306 (п.22.5) от 10.10.2001 г. "О правилах дорожного движения".

Эти два документа позволили тяжеловесным транспортным средствам ездить без специальных разрешений на установленных "Укравтодором" и департаментом Госавтоинспекции МВД маршрутах. Рзрешение распространяется на транспортные средства, весовые параметры которых незначительно превышают нормативные и составляют: фактическая масса — 40 тонн, нагрузка на одиночную ось — 11 тонн, на сдвоенные оси — 18 тонн, на строенные — 24 тонны.

Но, по всей видимости, чиновники, выдающие разрешения на проезд, считают, что со времени подписания этих постановлений сменилось так много министров и кабинетов, что указы старых чиновников можно не выполнять. Новые — не обидятся. Впрочем, может быть, у них есть и какие-то другие веские причины?

О них перевозчики могут только гадать. Поэтому Ассоциация международных перевозчиков Украины уже много раз поднимала вопрос об определении маршрутов движения тяжеловесных автотранспортных средств и контейнеровозов перед Министерством транспорта и Государственной службой автомобильных дорог Украины. Однако до сих пор такие маршруты не определены и не утверждены.

Стоит ли доказывать, что такое положение вещей ведет к совершенно неоправданным потерям времени на оформление разрешений и влечет за собой дополнительные финансовые затраты перевозчиков. Можно подумать, что эти маршруты до сих пор не определены потому, что они меняются каждый день.

Напомнила АсМАП об этой проблеме автодоровцам и в конце прошлого года в ходе совещания в "Укравтодоре", на котором обсуждались проблемы дорожного комплекса Украины и проезда автотранспортных средств с превышением весовых параметров.

Руководители АсМАП не преминули напомнить о необходимости расширения перечня маршрутов, по которым спокойно (без разрешений) могут передвигаться транспортные средства массой до 40 тонн включительно (если они не являются крупногабаритными), а также контейнеровозы весом до 44 тонн. Но быть может, в нашем государстве пока нет магистралей, способных выдержать такую неслабую нагрузку?

Человек с гирей

И тем не менее в АсМАП отмечают активную работу дорожников на магистралях, считают, что в "Укравтодоре" работают инициативные люди, в связи с чем наши дороги когда-нибудь станут лучше.

В ходе совещания представители АсМАП внесли свои замечания и предложения по вопросам, которые тревожат их уже не год и не два. В частности, говорилось о необоснованности введения обязательного заезда в пункты весового и габаритного контроля и увеличения полномочий контролирующих органов. В очередной раз поднимался вопрос относительно вступления в силу Минского соглашения о международном сертификате взвешивания, вернее, о необходимости ускорить этот самый момент вступления.

Учитывая, что весовые комплексы принадлежат сегодня разным субъектам, в ходе совещания представители АсМАП еще раз заявили о необходимости создания единой системы весового контроля с учетом зарубежного опыта, а также упрощения процедур выполнения перевозок (без оформления разрешения ГАИ) в случаях незначительного (в пределах весовой погрешности) превышения весовых параметров.

"Весы на дорогах должны быть, — считает вице-президент АсМАП Леонид Докиль, — но и хозяин в весовом хозяйстве должен быть один. И перевозчикам все равно, кто это будет. Лишь бы не так, как сегодня: кто купил весы, тот и хозяин. Украина присоединилась к конвенции о взаимном признании сертификатов взвешивания. Ею-то как раз и предусмотрен один хозяин". (А значит и один ответственный, с которого в случае чего можно спросить. — Авт.) Но, видимо, слишком тяжел груз международной конвенции для наших чиновников. Одному хозяину такое не поднять. Вот и не прошла она пока повторного согласования.

"Проблемы взвешивания — вопрос общеевропейский, — считает Леонид Докиль, — но для перевозчиков-международников он практически закрыт. Только на двух международных переходах нет весов. На сегодня АсМАП внесла следующее предложение: если отклонение в весе составляет до 2%, то перевозчик не платит и не берет разрешение.

А если до 5%, то платит, но все равно не берет разрешение. У нас нормальные отношения с дорожниками, с нами советуются, так что прогресс будет".
Что уж тут добавишь! Предложение дельное, особенно если учесть результаты редакционного опроса перевозчиков, который показал, что сегодня в разрешении еще никому не отказали. Принцип "уплати — и счастливого пути" работает четко.

Лучшее, конечно, впереди

Спустя два месяца после совещания в " Укравтодоре" мы поинтересовались у дорожников результатами, казалось, уже давно минувшей встречи. Пресс-секретарь "Укравтодора" Александр Ромасюк ответил, что о каких-либо результатах говорить пока рано. "Это был разговор с целью выслушать точки зрения на данную проблему и впоследствии подготовить соответствующие документы, — сказал он. — Во многих вопросах мнения дорожников и перевозчиков совпадали, но были и расхождения. К общему решению пока не пришли. В ближайшее время предложения будут облечены в документальную форму и вынесены на повторное рассмотрение".

А пока дорожники, как и перевозчики, надеются, что в скором будущем весовые комплексы будут сосредоточены в одних руках и для них (весовых комплексов) будут установлены единые правила игры.

То, что "весовой" вопрос до сих пор находится в подвешенном состоянии, подтвердил и Леонид Докиль: "Пока сказать что-либо конкретное по этому поводу трудно. Мы вынесли свои предложения и замечания, но окончательное решение не принято. Когда будут результаты — не известно. Мы просто попросили, чтобы учли наши просьбы, но пока ничего не сделано".

Удалось нам поговорить на эту тему и с начальником службы автомобильных дорог Украины Вадимом Гуржосом. Настроен он был как всегда оптимистически. Оказалось, что в недрах "Укравтодора" проблема весов активно муссируется. На наш вопрос относительно результатов совещания с перевозчиками г-н Гуржос сказал следующее: "Сегодня мы готовим новое постановление Кабинета Министров.

Кстати, на днях я беседовал с представителями юридической компании, которую мы попросили совместно с нашими экспертами разработать это постановление. В нынешнем году по поручению президента и Кабинета Министров мы планируем ввести несколько серьезных весовых комплексов. Рассматривается вопрос введения единого сертификата взвешивания (хотя бы в рамках СНГ). А затем мы будем развивать это направление и в европейскую сторону".

А пока перевозчики теряются в догадках: какой же автомобиль считается у нас тяжеловесным? Раньше это было 52 тонны, сейчас якобы 38 тонн, а кому-то больше нравится 45 тонн. По мировым нормам отправки стандартный вес контейнера составляет 20—22 тонны. Таким образом, общий вес груженого автомобиля с контейнером оказывает давление на дорогу в 40—42 тонны.

На эту величину и ориентированы все страны, лежащие на пути транспортных коридоров. Так, в Германии разрешенный вес автопоезда составляет 40 тонн, а в Голландии — 50 (!). Установлена своя норма и в Украине — 38 тонн. Значит, каждый контейнеровоз автоматически является перегруженным, и за нарушение взимается штраф.

Но пока не стоит сравнивать украинские дороги с европейскими, начнем (как правильно сказал начальник "Укравтодора") действовать в рамках СНГ. А потом заграница нам подскажет. Например, финны всерьез задумались над тем, что им делать с российскими грузовиками на своих дорогах: бензин в Финляндии не покупают, придорожной инфраструктурой практически не пользуются, дороги портят. То ли денег с них побольше нужно брать, то ли возить грузы по железной дороге?

Взвешиваются все!

Нам было интересно поговорить на заданную тему с опытным перевозчиком, далеким от столичной суматохи и морских портов. Вот что рассказал о своем общении с весовыми комплексами один из перевозчиков Запорожской области. Его мнение трудно назвать субъективным.

"С работой наших весов в большей или меньшей степени знаком каждый перевозчик. Но о мероприятиях и договоренностях между дорожниками и членами АсМАП мне (как и многим перевозчикам из нашего региона) ничего не известно. Если нас и информируют, то чаще всего это случается с большим опозданием.

В основном с проблемами весовых комплексов сталкиваются перевозчики Одесского региона, специфика работы которых связана с контейнерными перевозками (у контейнера нагрузка на ось всегда превышает допустимую). Насколько мне известно, весы в украинских портах принадлежат частным структурам, а их владельцы дружны с транспортной инспекцией.

Часть весов внутри страны принадлежит "Укравтодору". При этом водитель не имеет возможности проверить сертификацию этих весов. Ясно одно — все это существует лишь для того, чтобы кому-то жилось хорошо за счет нас, перевозчиков. Ведь если мы будем работать честно, то из 100 заработанных гривень должны будем уплатить 115 гривень штрафа.

Лично я с весовыми комплексами сталкивался в Чопе и Ягодине. Тогда мы возили лес. Когда грузишься на лесосеке, то полтонны — тонна перегруза обычно есть всегда. Эту проблему я решил следующим образом . Поехал в Киев, заплатил деньги (не буду говорить сколько) и получил на одном из весовых комплексов "Укринтеравтосервиса" необходимые документы, так называемые "отвесы". После этого у моих водителей на территории Украины проблем со взвешиванием не возникало. А если и возникали, то этот вопрос я переадресовывал заказчику, после чего он компенсировал ущерб.

Кто получает деньги со штрафов на весовых комплексах в Украине и куда они поступают, никому из нас не известно. Но очевидно, что это очередной вариант "дойной коровы", или, как сейчас говорят, еще одно проявление коррупции. Если бы нам дать волю, то любой из нас с удовольствием обзавелся бы парочкой весовых комплексов, но допустят к этому "бизнесу" далеко не каждого. Уверен, что сложно туда устроиться даже простым рабочим.

Что касается владельца весовых комплексов, то нам все равно, кому они принадлежат. Главное, чтобы был порядок. Мы не молчим, вносим в соответствующие инстанции свои предложения, но, к сожалению, нас никто не слышит. А все наши предложения сводятся к одному: раз мы стремимся в Европу, не стоит изобретать велосипед, достаточно обратиться к европейскому опыту (там с этими проблемами уже давно справились). И это касается не только весовых комплексов.

Действующих пунктов весового контроля на украинских дорогах на самом деле не так много. Машины, прошедшие взвешивание на границе, по соглашению между предприятиями "Укринтеравтосервис" и "Укрмагистраль" могут не заезжать на весовые, расположенные внутри страны. Но невзирая на это, сотрудники весовых комплексов пытаются взвесить всех.

Положение усугубляется еще и тем, что весовое оборудование зачастую давно устарело, что дает неслабую погрешность, естественно, чаще всего в сторону увеличения веса. Но это уже дело Государственного комитета стандартизации и метрологии. И всегда в этой цепочке найдется "лишнее" (не самое слабое) звено, которому можно переадресовать все вопросы".

Автор: Анна Рудометова, Жанна Торчинская, газета "Автопрофи"

Дата публикации: 13.11.2660
Вернуться в Статьи
Як вижити в умовах жорсткої конкуренції Документів поменшало
Нормативно-правовая база | Органы власти | Для тех, кто в дороге | Отраслевые компании | Выставки | Автоновости |Статьи, Тест-драйв
Стиль, оформление, дизайн и содержание портала являются объектом авторского права и охраняются законами Украины. Перепечатка материалов и иное их использование допускаются при согласовании с администрацией проекта и размещении активной ссылки на портал. Нарушение этих условий влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Торговая марка АВТОПРОФИ зарегистрирована Агентством "Украинские торговые марки", Свидетпльство № 144698.