Партнёры

АВТОПРОФИ - издательский дом.

Реклама

 

Покупка автотранспорта

  • ЗАПЧАСТИ

    100 грн.
  • СКЛАДСКОЕ ОБ-Е, погрузчик складской

    10000 $
  • МИКРОАВТОБУСЫ, грузовой

    350 EURO
  • МИКРОАВТОБУСЫ, пассажирский
    Das Business die Karriere -
    Die Verkäufe der
    Autos, der Waren - Die
    Fachkräfte - IT,
    die
    3500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, платформа

    900 $

Продажа автотранспорта


  • АВТОСТЕКЛА

    29500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, дача

    133350 EURO

ТРАНСБИРЖА

АВТОТРАНСПОРТ

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Статьи и обзоры

ГлавнаяСтатьиСтоять в одном стойле

Стоять в одном стойле

ВААП и Минтранссвязи теперь едины. Примерно под таким лозунгом прошло ежегодное совещание автомобильных пассажирских перевозчиков, которое состоялось практически перед самым Новым годом.

"Тесным контактам в работе ВААП с Минтранссвязи и Укравтотрансом помогает подписанное и утвержденное заместителем министра Семеном Кролем в марте 2004 г. соглашение о сотрудничестве Госдепартамента автомобильного транспорта Минтранса Украины и ВААП, которым обусловлены взаимоотношения относительно проведения на автомобильном транспорте согласованной экономической, инвестиционной, кадровой и социальной политики. Это уже имеет позитивные последствия. Мы отказались от принципа конструктивной оппозиции, которая декларировалась нами раньше, перейдя к принципу конструктивного сотрудничества", — сказал в своем отчетном докладе президент ВААП Виталий Рева. Итак (ура!) теперь ВААП с департаментом и министерством совместно решают проблемы, существующие на сегодняшний день в пассажирских перевозках.
Г-н Рева также рассказал о 56-м Конгрессе евразийского комитета Международного союза общественного транспорта, прошедшего в Риме, который в качестве мегатрэндов мирового развития пассажирского транспорта определил главные направления инвестиционных потоков при развитии городской транспортной инфраструктуры. Они должны быть сориентированы в первую очередь на развитие систем массового общественного пассажирского транспорта, а не на дорожное строительство. Практика функционирования городов с высоким уровнем автомобилизации доказывает, что при достижении определенного уровня плотности дорожной сети дальнейшее ее развитие не приводит к улучшению условий движения. Строительство новых дорог приводит к увеличению транспортных потоков. Европейский опыт показывает, что не нужно никаких субвенций, размер которых, кстати, проблематично определить. В некоторых городах введен следующий принцип взаиморасчетов между надежными партнерами: перевозчик на основе договора с заказчиком четко выполняет перевозки пассажиров своими автобусами на конкретном маршруте по графику и получает за это гарантированную плату от заказчика, независимо от количества перевезенных пассажиров. А касса — сбор средств от пассажиров, контроль за оплатой проезда — это функции города, и перевозчик в это дело не вникает. И если с финансовой точки зрения маршрутная сеть требует усовершенствования, заказчик меняет ее вместе со сменой тарифов на проезд. В этом случае отпадает проблема выплаты субвенций, на решение которой тратится так много усилий. (Проблема субвенций отпадает и в случае адресной дотации. — Авт.)
За все в ответе

Кроме того, в своем докладе Виталий Рева подверг критике Глававтотрансинспекцию (ГАТИ). Необходимо повысить ее ответственность за нелегальные перевозки, считает он. Кстати, работу ГАТИ критиковали многие выступавшие. Для начала приведем обращение черниговских перевозчиков.
"Ситуация с организацией пассажирских перевозок во всех регионах Украины вызывает серьезную обеспокоенность, тревогу и, на наш взгляд, близка к критической. Тысячи так называемых "диких" перевозчиков, пользуясь несовершенством транспортного законодательства, активно работают на трассах, демонстративно игнорируя правила перевозок, безопасности движения, систему вокзалов и автостанций.
Надежда на серьезные позитивные перемены в этом направлении, связанные с созданием территориальных управлений государственной инспекции на автомобильном транспорте, не оправдались. Вместо действенной борьбы с теневыми перевозками, применения кардинальных и исчерпывающих мер к нарушителям, лишения их лицензий инспекция ограничивает свою деятельность составлением многочисленных актов, предписаний и штрафных санкций.
При этом особое внимание уделяется законопослушным автопредприятиям, претензии к которым предъявляются за незначительные нарушения. В то же время количество нелегальных перевозчиков неукоснительно возрастает. Возникают стихийные автостанции и многочисленные пункты отправлений пассажиров из неустановленных мест, широко и открыто рекламируется работа по лжезаказам.
Мы считаем такое положение дел нетерпимым и обращаемся ко всем организованным автоперевозчикам с призывом объявить борьбу с беззаконием и анархией на трассах. Мы требуем от Главной государственной инспекции на автомобильном транспорте на деле доказать свою государственную роль и значение, немедленно заняться решением главной задачи: жестокой и бескомпромиссной борьбой с нарушителями закона Украины "Об автомобильном транспорте" на дорогах, автовокзалах и автостанциях, в городах и районах".
Как заявил в своем выступлении председатель правления ОАО "Харьковское предприятие автобусных станций" Георгий Гузненков, сегодня закон на стороне транспортной инспекции (докладчик имеет в виду принятие ВР закона "Об автомобильном транспорте". — Авт.) Поэтому инспекция должна направить свои силы на борьбу с нелегалами, которые не дают возможности нормально работать легальным перевозчикам. Кроме того, г-н Гузненков считает, что действия автомобильного транспорта не скоординированы. "У нас автобусный билет на маршруте от Харькова до Полтавы стоит 20 грн., а по ж/д — 9 грн., — сказал Гузненков. — И это не потому, что на ж/д перевозках низкая себестоимость. Должны быть равные условия для всех. Железнодорожные тарифы компенсируются, а от этого страдают автомобилисты, поскольку нам нарекают, что мы завышаем тарифы".
Выступления членов ассоциации, а также представителей министерства были настолько интересны, что мы приводим их почти целиком.
"Мы, как уже подчеркнул Виталий Рева, отказались от конструктивной оппозиции к Минтрансу, перейдя к конструктивному сотрудничеству с ним, и это вселяет надежду на то, что автомобильный транспорт будет постепенно развиваться, — сказал президент Ровенской областной ассоциации перевозчиков Владимир Горошко. — Сегодня самый главный и важный вопрос — это безопасность перевозок. Непонятна позиция профессиональных автомобилистов, которые критикуют автотранспортную инспекцию. Как сказал Семен Семенович, "все должны быть в одном стойле". Мы провели анализ работы предприятий и установили, что у перевозчиков, имеющих 10—12 т/с, заключены договоры всего с двумя-тремя водителями. То есть идет массовое сокрытие доходов перевозчиков. До сегодняшнего дня не определены правила игры предпринимателей, предоставляющих услуги на профессиональном уровне и попавших на рынок случайно. Некоторые из них не знают даже, что такое транспортное средство. Облгосадминистрации должны формировать стабильные маршрутные сети и поддерживать легальных перевозчиков, обеспечивающих поступление средств в госбюджет. Сегодня же нелегалов можно наказать только по ст. 164 Административного кодекса — написать протокол. А его могут составить лишь работники милиции или налоговой инспекции. И судебным решением нелегала могут оштрафовать только на 3—5 прожиточных минимумов".
Лицом к лицу — лица не увидать

"Может быть, на Ровенщине госавтоинспекция действительно хорошо работает, но у нас она трудится не на пользу законопослушных перевозчиков, — заметил член правления ВААП, генеральный директор ОАО "Черниговавтосервис" Владимир Вакуленко. — До создания инспекции у нас было 5—6 нелегалов, сейчас их 17. Если мы работаем совместно с Минтрансом, то помогите, пожалуйста, нам. Инспекция хотела усадить нас за стол переговоров с нелегалами. Их поместили в областной администрации с одной стороны стола, нас — членов ассоциации и обкома профсоюза — с другой. Это нормально? Те показатели, которые приводит транспортная инспекция, нужны, но это не главные показатели их работы. Госавтоинспекция занимается статистикой — проверяет на линии легальные автобусы, расходует горючее, которого у нее нет, задействует трудовые ресурсы, которых у нее тоже нет. Необходимо же закрывать нелегальные "кормушки". А вот если в течение месяца провести инвентаризацию всех подпольных автовокзалов и мест отправки машин, которые есть в каждом регионе (причем, это ни для кого не является секретом, поскольку там есть "наглядные пособия": объявления об отправке автобусов), и там бы подежурили работники госавтоинспекции, то в работе нелегалов начались бы сбои. Работу инспекции следует оценивать по количеству закрытых за месяц нелегальных автостанций.
"Проведенный анализ работы автопредприятий Ровенской области показал, что у перевозчиков, имеющих по 10—12 т/с, заключены договоры всего с двумя-тремя водителями"

Кроме того, говорится о равных условиях для всех перевозчиков. Какие могут быть равные условия, если мы заплатили за 9 месяцев 2,5 млн. грн. налога, а все остальные (их 700 в нашей области) за это же время заплатили 340 тыс. грн.?"
"Я ответственно заявляю, что все конкурсы, проводимые по всей вертикали, коррумпированы, — заявил председатель наблюдательного совета кременчугского АТП 15307 Юрий Киреев. — В конкурсных комитетах члены либо имеют свой подвижной состав, либо кого-то продвигают. К тому же в сельских советах организовывают письма от жителей, где говорится о необходимости открыть маршрут, который бы проходил через Кременчуг. В комитетах должны быть люди, контролирующие прохождение тендеров. Либо вообще нужно изменить что-то в их проведении. Я считаю, что ассоциация сама должна заняться этим вопросом.
15 ноября ВР приняла в первом чтении закон "6098" об усилении ответственности перевозчиков за безосновательный отказ в перевозке пассажиров льготных категорий. Теперь штраф для должностных лиц будет 510 грн., для предпринимателей — 340 грн., для водителей — 170 грн. А как же обратная связь? И что такое "безосновательный отказ"? Я считаю, что, пока закон не прошел второе чтение, ассоциация должна в этом поучаствовать. Крупные законопослушные предприятия, которые платят все налоги, но не получают достаточного возмещения за льготные перевозки, не смогут продержаться без поддержки государства. С таким отношением к нам мы все уйдем "в тень". Например, разобьем наши предприятия на несколько частей и будем работать на едином налоге, как другие частные перевозчики".
Наконец-то, хоть кто-то из перевозчиков спохватился! "Автопрофи" давно уже пыталась обратить внимание и перевозчиков и ВААП на этот закон (АП №№ 9, 16, 22, 29 — далеко не полный перечень статей, посвященных данному законопроекту). А ставился он на повестку дня в ВР 22 раза! Так что, дорогие предприниматели, вы сами во всем виноваты. Прошляпили закон. Если уж вы не следите за законодательством, то хотя бы читайте прессу, которая пишет для вас и о вас!
По другую сторону баррикад

В своем выступлении новый директор Департамента автомобильного транспорта Сергей Доброход сказал следующее: "Я сегодня уже шестой раз присутствую на ежегодном совещании ВААП, но первый раз (с легкой руки Семена Семеновича) нахожусь по другую сторону баррикад. Я понимаю все проблемы перевозчиков, но не все оказывается так просто и легко, как мне казалось, когда я сам выступал с критикой работы государственных органов. И госдепартамент, и само министерство делают очень много, чтобы урегулировать ситуацию. Думаю, что новый закон поможет нам решить наши проблемы.
Пока мы не разберемся с маршрутной сетью (должно быть определено, какие нужны маршруты, какой должен быть на них подвижной состав и пр.), мы дальше не сможем двигаться. Думаю, в мае мы закроем все временные маршруты и вынесем их на тендер. Больше не будет такой ситуации, когда срок работы перевозчика на маршруте закончился, а он продолжает работать. Кроме того, мы на тендерах будем уделять большое внимание подвижному составу. Чтобы не было такого, как мне доказывали, что "Рута" — последнее произведение технической мысли, которое может курсировать на маршрутах длиной 500 км.
Очень много проблем и с объединением автостанций. Станционные сборы достигают 35—40% от тарифа. Так что вносите свои предложения. Работайте вместе с нами.
Министерством совместно с профильным институтом подготовлена концепция безопасности движения — документ, который полностью отвечает европейским требованиям. Эта концепция дает направление движения вперед. Если есть предложения или замечания, то есть еще возможность внести в него какие-либо изменения. Когда же он будет утвержден Кабмином, изменить что-либо будет невозможно".
"Законопроект "6098" об усилении ответственности перевозчиков за отказ в перевозке льготных категорий ставился на повестку дня в ВР 22 (!) раза. Но ни ВААП, ни сами перевозчики не обратили на него достаточного внимания. Теперь он принят в первом чтении"

Высказал свое мнение и заместитель министра транспорта и связи Семен Кроль:
"Мы работаем вместе, поэтому все вопросы, которые связаны с Кабмином, ВР и налоговым законодательством, будем решать вместе через Минтранс. Мы сегодня вместе с вами поменяли структуру управления и создали еще один орган — транспортную инспекцию, которой, понятно, нужно дать время на становление. Сегодня наша инспекция узаконена — прописана в новом законе "Об автомобильном транспорте". Раньше она могла лишь проверять субъектов предпринимательской деятельности, теперь она может наконец взяться за нелегалов. Теперь за работу без лицензии инспекция может наложить штраф в размере 100 необлагаемых минимумов (1700 грн.). Сейчас мы готовим изменения в кодекс "Об административных нарушениях" — предлагаем, чтобы у нелегальных перевозчиков отбирали транспортные средства, как это сегодня делается в Беларуси (то есть в первый раз будет накладываться штраф, во второй раз — конфискация).
К областным автоуправлениям возврата не будет. Департамент автомобильного транспорта — заказчик межобластных и международных перевозок, это его функции. При необходимости департамент может согласовывать действия с областной администрацией и управлениями, которые занимаются проблемами транспорта (их назначает департамент совместно с администрацией). В нескольких областях, где губернаторы просят оставить автоуправления для разработки паспортов маршрутов и графиков, мы их сохраним.
Сегодня президент, Верховная Рада и правительство не пойдут на то, чтобы убрать единый налог. Надо работать в этих условиях.
Украинские международные перевозчики у нас сегодня конкурентоспособны и в Европе. В том числе и по парку: 11 тыс. из 17 тыс. подвижного состава — Euro 3 и Euro 2. Количество подвижного состава у нас почти такое же, как в России. В грузовых перевозках у нас, я считаю, сегодня есть проблемы, но не такие болезненные, как в пассажирских. У нас нет качественных пассажирских перевозок и культуры. Плохо обстоят дела с обеспечением сельской местности: там проблемы и с подвижным составом, и большее количество льготников, поскольку там живут самые малообеспеченые люди. Но у нас сегодня есть программа. Мы с вами сегодня знаем все 27 тыс. сел в Украине. У нас есть картина по каждой области и селу.
Большая проблема — льготники (сегодня в Украине 22 млн. льготников). На нас несколько давит бюджетная политика — нужно отчитаться по каждому льготнику. Еще в 2001—2002 гг. было принято решение Кабмина перейти в 2004 г. на адресную дотацию льготников. Теперь это перенесено на 2007 г., потому что Украина в последнее время перманентно находится в состоянии выборов (а перед выборами, как известно, стараются не обижать избирателей, поэтому решать многие вопросы очень тяжело). Но постепенно мы перейдем на адресную дотацию.
Кроме Украины, все европейские страны, а также Россия, присоединились к соответствующей Конвенции, предусматривающей, что техосмотр относится к функциям полиции. ТО должны проводить профессионалы и нести за это ответственность. Мы будем аттестовать техстанции, которые станут этим заниматься. И постепенно возьмем ТО "на себя": сначала это будут международные перевозки, потом — автобусы и т.д. И когда мы присоединимся к международной Конвенции, то будем выполнять ее условия, поскольку если страна присоединяется к Конвенции, то положения последней становятся выше отечественного законодательства.
Чтобы человек мог строить свой бизнес, конкурсы будут продлены до пяти лет. Но у перевозчика должен быть инвестиционный план, когда он поменяет свой подвижной состав. У нас будут разные требования к подвижному составу: к международным — одни, межобластным — другие, городским — третьи. Транспорт должен быть комфортабельным и безопасным. Что касается социально значимых маршрутов, то их, конечно, государство обязано поддерживать. Всем понятно, что без транспорта жить нельзя, поскольку это — визитная карточка города.
У нас сегодня, в отличие от прежних времен, нет никакого антагонизма с ассоциацией — мы одна команда. Все, что предлагает ассоциация, находит свое отражение в программе министерства и департамента".
"Чтобы перевозчики могли строить свой бизнес, конкурсы будут продлены до пяти лет. Но у перевозчика должен быть инвестиционный план: когда он поменяет свой подвижной состав"

Вот так мирно и благодушно прошло совещание автомобильных пассажирских перевозчиков. И это хорошо — "все в одном стойле", решают совместно все проблемы, нет противостояния. Главное, чтобы проблемы решались. Однако теперь, когда президент Украины отправил закон в ВР на доработку, их (проблем) стало значительно больше. Неизвестно, во что превратится документ под названием "Закон "Об автомобильном транспорте". Возможно, все возвратится "на круги своя", в том числе Госавтоинспекция вновь не будет иметь права наказывать нелегалов. Так что пока радоваться рано, господа. Что же касается отношения к ГАТИ, то, несмотря на недовольство заместителя министра, это всего лишь конструктивная критика. И ни перевозчики, ни журналисты не настроены против этого органа. Просто надеются, что он поможет навести порядок на рынке пассажирских перевозок, а не только будет отчитываться о проделанной работе.

Автор: Ирина Тушканова, autoprofi.ua

Дата публикации: 10.01.2006
Вернуться в Статьи
Антимонопольный комитет в действии Трудно избежать будущего
Нормативно-правовая база | Органы власти | Для тех, кто в дороге | Отраслевые компании | Выставки | Автоновости |Статьи, Тест-драйв
Стиль, оформление, дизайн и содержание портала являются объектом авторского права и охраняются законами Украины. Перепечатка материалов и иное их использование допускаются при согласовании с администрацией проекта и размещении активной ссылки на портал. Нарушение этих условий влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Торговая марка АВТОПРОФИ зарегистрирована Агентством "Украинские торговые марки", Свидетпльство № 144698.