Партнёры

АВТОПРОФИ - издательский дом.

Реклама

 

Покупка автотранспорта

  • ЗАПЧАСТИ

    100 грн.
  • СКЛАДСКОЕ ОБ-Е, погрузчик складской

    10000 $
  • МИКРОАВТОБУСЫ, грузовой

    350 EURO
  • МИКРОАВТОБУСЫ, пассажирский
    Das Business die Karriere -
    Die Verkäufe der
    Autos, der Waren - Die
    Fachkräfte - IT,
    die
    3500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, платформа

    900 $

Продажа автотранспорта


  • АВТОСТЕКЛА

    29500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, дача

    133350 EURO

ТРАНСБИРЖА

АВТОТРАНСПОРТ

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Обзоры, тест-драйвы

Проворный «Василёк»

Первый БАЗ-А081.10, получивший имя «Василёк», сошёл с заводского конвейера почти два года назад.  Автобус был разработан по заказу компании «ВАТТ Моторс», где посчитали, что на базе лицензионного английского шасси Ashok Leyland Eagle можно построить машину, востребованную и конкурентоспособную на украинском рынке.

Чтобы оценить достоинства этого автобуса, мы решили провести на нём небольшой тест-драйв. Но сначала немного технических подробностей.
БАЗ-А081.10 – это городской восьмиметровый автобус первого класса, построенный на лицензионном английском шасси Ashok Leyland Eagle индийского производства, которое отличается  высокой надёжностью. В салон «Василька», имеющего рамную конструкцию, ведут две ступеньки. Зато 9-тонное шасси позволяет перевозить 50 пассажиров (против 43 у «Богдана»).
БАЗ-А081.10 получил 160-сильный турбодизель Hino (также выпускаемый в Индии по японской лицензии), с крутящим моментом 540 Нм. (Для сравнения, двигатель у аналогичных «Богданов» имеет мощность 121 л.с. и крутящий момент 321 Нм.)


А081.10 – вместительный и просторный универсальный городской автобус, способный одинаково эффективно работать на маршрутах различной загруженности. Обычно «Васильки» по вполне понятным причинам окрашиваются в синие тона, хотя при желании заказчика этот автобус может быть любого цвета.
Кузов А081.10 имеет пластиковые переднюю и заднюю маски, крыша и боковины обтянуты стальным листом (для боковин и нижней части кузова используется оцинкованный лист), а  пол изготовлен из 16-миллиметровой водостойкой бакелизированной фанеры.
Несмотря на то, что в Украине по-прежнему действуют нормы Евро-2, учитывая нестабильность местного законодательства, на предприятии было принято решение сразу же выпускать «Василёк» в исполнении Евро-3, отказавшись от затрат на создание промежуточной версии. Более того, на заводе, с оглядкой на перспективу и зарубежные рынки, уже припасли всё необходимое и для производства машин Евро-4 и даже завезли первую партию таких двигателей.
За время, прошедшее с начала его производства, «Василёк» получил новое облегчённое шасси с прогрессивными параболическими рессорами переменного сечения (двухлистовыми – передними и трёхлистовыми – задними). В результате рама опустилась на 60 мм, задняя ступенька стала соответствовать по высоте автобусу первого класса, а задние двери из аварийных превратились в пассажирские. Поэтому, если на первых машинах для понижения высоты пола раму приходилось интегрировать в основание кузова, то теперь при производстве используется стандартная технология, позволяющая изготавливать кузов отдельно от шасси. А это и технологичнее, и проще в производстве, и менее затратно.
Также на автобусе модернизировали рабочее место водителя, которое стало более современным и  удобным.

Экстерьер
Внешне «Василёк» выглядит достаточно презентабельно. Он имеет широкие передние двери, за которыми прячется большая накопительная площадка. И хотя изначально задекларированная пассажировместимость данной машины составляла 55 человек, на заводе говорят, что в паспортных данных это число будет уменьшено до 50. Впрочем, произойдёт это без какой-либо потери грузоподъёмности автобуса, а исключительно из-за некоторых отечественных особенностей сертификации подвижного состава. Но и это достаточно хороший показатель для автобусов такого класса.

Снаружи «Василёк» имеет целый ряд вспомогательных отсеков, а лючки бензобака,  расширительного бачка охлаждающей жидкости и омывателя запираются на ключ. В среднем, изолированном отсеке по правому борту располагаются аккумуляторные батареи, в переднем – корпус воздушного фильтра, а в отсеке по левому борту установлен жидкостный отопитель Webasto, входящий в стандартную комплектацию.

На месте водителя
Чтобы забраться на водительское место, куда ведут три крутые ступеньки, необходимо ухватиться за руль. Конечно, посадку в кабину мог бы несколько облегчить поручень, закреплённый на левой стойке, но и его отсутствие каких-либо неудобств не вызывает. Особенно если учесть, что водитель автобуса не слишком часто покидает своё рабочее место, а каждая дополнительная деталь влияет на стоимость машины, которую на заводе постарались максимально минимизировать.

Рулевая колонка поднята достаточно высоко и совершенно не мешает посадке в кабину. Но и опустить её нельзя – это не предусмотрено конструкцией шасси, переделка которого повлекла бы дополнительные затраты. И хотя многим хотелось бы иметь рулевое колесо поближе, данный недостаток не критичен. Более того, водитель любой комплекции гарантированно не протрёт себе майку на животе рулевым колесом, как это нередко случалось на машинах советского производства.
Модернизированный «Василёк» получил два современных подрулевых переключателя: левый  управляет светом и указателями поворотов,  правый – стеклоочистителями, омывателями и «горным» тормозом. При этом кнопка сигнала традиционно вернулась на рулевое колесо, что гораздо удобнее и безопаснее, чем её поиск в критические моменты на торце подрулевого переключателя.

На «Васильке» установлена «фирменная» панель приборов с надписью Ashok Leyland и с логотипом на каждом циферблате. При этом зелёная зона шкалы тахометра покрывает очень широкий диапазон оборотов – с 1100 до 2000.
Справа от водителя расположен сравнительно невысокий тоннель моторного отсека, в котором под плоской крышкой прячется двигатель. Нельзя не отметить, что конструкторам удалось обеспечить удивительно хорошую шумоизоляцию моторного отсека, позволившую снизить шумность в салоне до весьма приемлемого уровня, гораздо меньшего, чем у многих других автобусов аналогичного класса. И это несмотря на достаточно высокие мощность и крутящий момент. При этом шум работы двигателя хотя и слышен с рабочего места водителя, но совершенно не утомляет.
Система отопления кабины водителя очень эффективна и снабжена мощным вентилятором отопителя, несравнимым по своей производительности с теми, что устанавливаются на другие автобусы аналогичного класса. Так что обдув ветрового стекла и боковых стёкол кабины здесь намного лучше, что исключит запотевание в любую погоду.

В салоне
В салон автобуса ведут непривычно широкие для машин такого класса двустворчатые двери с пневматическим приводом, расположенные практически в середине колёсной базы.  За ними -большая накопительная площадка. Подобная компоновка позволяет существенно ускорить пассажиропоток на остановках.
Вторая дверь, также с пневматическим приводом, расположена в заднем свесе. Возле неё - ещё одна небольшая накопительная площадка. Впрочем, салон «Василька» не загромождён сиденьями, которых здесь всего 14, так что пассажиры могут достаточно свободно перемещаться по автобусу. При условии, конечно, что он не будет заполнен «под завязку», когда в него «напакуется» около сотни пассажиров.
Для вентиляции салона предусмотрены три сдвижных форточки и два люка в крыше, которые при необходимости могут послужить и аварийными выходами.  Обогрев салона осуществляется при помощи трёх теплообменников, расположенных под пассажирскими сиденьями. Они включены в контур охлаждения двигателя, в который вмонтирован жидкостный отопитель Webasto, входящий в стандартную комплектацию. Этот отопитель обеспечивает и предпусковой подогрев, и догревание охлаждающей жидкости для отопления салона.

На маршруте
Двигатель «Василька» заводится с полуоборота и резво разгоняет машину. Да и вообще, динамика у него на удивление высока. Причём, если у большинства автобусов с ростом скорости приемистость падает и разгон замедляется, то здесь этого не происходит.
При достижении на пятой передаче 80 км/ч, что соответствует 1450 об/мин, едва заметный свист подсказывает, что в работу включается турбонаддув, после чего динамика разгона заметно возрастает. И хотя автобус имеет скромную максимальную «паспортную» скорость в 90 км/ч, по словам заводских испытателей, он разгоняется и до 140 км/ч. Проверить это на практике не удалось, но 110 км/ч «Василёк» легко набирает ещё в зелёной зоне тахометра, при 2000 об/мин. При этом солидный запас газа таки наводит на мысль, что максимальная скорость  машины существенно занижена.
Таким образом, в городских условиях пятая передача может вообще не понадобиться. В то же время такой автобус мог бы очень эффективно работать на пригородных маршрутах, а на таком шасси можно было бы выпускать весьма конкурентоспособный туристический автобус. Особенно если учесть, что эксплуатационный расход топлива у «Василька» сравнительно невелик, а благодаря мощному двигателю с высоким крутящим моментом новая машина имеет хорошие скоростные и динамические характеристики.
«Василёк» имеет хорошую управляемость и достаточно высокую курсовую устойчивость, что удалось проверить на участках дорог с повышенной колейностью.

А вот большой рычаг коробки передач требует определённой сноровки – с непривычки можно легко проскочить вторую передачу, находящуюся в среднем ряду, и сразу после первой включить четвёртую. Правда, двигатель при этом не глохнет и даже разгоняет автобус, но достаточно неохотно. Впрочем, чтобы освоить процесс управления  КПП, любому водителю достаточно будет тронуться и разогнаться пару-тройку раз. Что же касается самого рычага, то он смещён назад, под локоть правой руки. Сначала такое расположение кажется неудобным, но к нему быстро привыкаешь. А заодно выясняется, что благодаря этому сектор действия правой руки ничем не ограничивается. К этому можно добавить, что механизм переключения передач имеет поворотную кулису, что позволяет изменять расстояние от рычага до водительского сиденья.
Сиденье PulMAN, установленное на «Васильке», очень удобно, даже комфортное. Кроме множества регулировок, оно имеет  изменяемую в зависимости от веса водителя жесткость подвески, для чего в сиденье вмонтирован соответствующий регулятор.
По плохой дороге, даже в незагруженном состоянии, «Василёк» имеет удивительно высокую плавность хода, что сполна проявилось на битом просёлке. Причём достаточно комфортно было не только водителю, но и пассажирам в салоне.
Несколько слов нужно сказать и о тормозах, которые на этой машине не вызывают никакой критики. Педаль тормоза в меру жёсткая и требует вполне прогнозируемого усилия, а сами тормоза в достаточной мере эффективны.
Весьма полезной опцией, позволяющей существенно увеличить ресурс штатной тормозной системы, является горный тормоз, который приводит в действие правый подрулевой переключатель. Правда, многие водители с большой неохотой пользуются вспомогательными тормозными системами, но их к этому вполне можно стимулировать определёнными доплатами за повышенный пробег тормозных накладок.
Нельзя не отметить и наличие на «Васильке» «пищалки», которая спрятана в заднем бампере и включается одновременно с включением задней передачи, отпугивая незадачливых пешеходов.

Подводя итоги
Конечно, «Василёк» не идеален. Но недостатков у него не так уж и много. Прежде всего, это высокий уровень пола, не очень удобная посадка в кабину и недостаточно чёткое переключение передач. Конечно, всё это можно было бы легко устранить, но тогда и цена автобуса существенно бы возросла, что неминуемо повлекло бы повышение себестоимости перевозок.
Пока говорить о надёжности «Василька», исходя из опыта его эксплуатации в Украине, несколько преждевременно, хотя все проданные машины эксплуатируются без каких-либо проблем. Но если обратиться к опыту Индии, то машины на шасси Ashok Leyland Eagle отличаются очень высокой надёжностью. Собственно, поэтому именно эти шасси и были выбраны для производства новой линейки автобусов.
При этом «Василёк» отличается  сравнительно низким потреблением топлива, а его большая грузоподъёмность позволяет уменьшить стоимость одного «паспортного» пассажирского места до 7,2 тыс. грн. при сравнительно невысоких эксплуатационных затратах, что для автобусов является очень хорошим показателем.
Поэтому «Василёк», стоимость которого составляет 359 500 грн. или $45 тыс., должен отличаться не только высокой надёжностью, но и иметь хорошую рентабельность перевозок.
А это дорогого стоит…
Владимир ШЛЯХОВОЙ

Основные технические характеристики городского автобуса БАЗ-А081.10 «Василёк»
Тип кузова рамный, с передним расположением двигателя
Пассажировместимость общая (для сидения), мест 50 (14+1)
Габаритные размеры, д/ш/в, мм 7700/2340/2920
Масса снаряжённая/полная, кг 5200/9000
Двери передние двустворчатые с пневматическим приводом, с возможностью ручного открывания
Двери задние одностворчатые с пневматическим приводом, с возможностью ручного открывания
Двигатель Hino HA6DT13N-BSIII Euro-3
    – число и расположение цилиндров 6, рядное
    – рабочий объём, л 5,76
    – максимальная мощность, кВт (л.с.) при об/мин 123 (160) / 2500
    – максимальный крутящий момент, Нм 540
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км 15,0
    – при 80 км/ч, л/100 км 18,0
КПП 5-ст., механическая ZF 5-36ОD
Рулевое управление с гидроусилителем
Тормозная система пневматическая, двухконтурная, с АБС
Подвеска передняя / задняя зависимая, на двух параболических рессорах со стабилизатором поперечной устойчивости и двумя телескопическими гидравлическими амортизаторами
Шины 235/75R17,5
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч 90
Гарантия, лет/км 2/50 000
Цена, грн. 359 500



Дата публикации: 26.03.2012
«« Вернуться в Статьи »»
Параллельный «гибрид» «Троянда» з Пролісків
Нормативно-правовая база | Органы власти | Для тех, кто в дороге | Отраслевые компании | Выставки | Автоновости |Статьи, Тест-драйв
Стиль, оформление, дизайн и содержание портала являются объектом авторского права и охраняются законами Украины. Перепечатка материалов и иное их использование допускаются при согласовании с администрацией проекта и размещении активной ссылки на портал. Нарушение этих условий влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Торговая марка АВТОПРОФИ зарегистрирована Агентством "Украинские торговые марки", Свидетпльство № 144698.