Партнёры

АВТОПРОФИ - издательский дом.

Реклама

 

Покупка автотранспорта

  • ЗАПЧАСТИ

    100 грн.
  • СКЛАДСКОЕ ОБ-Е, погрузчик складской

    10000 $
  • МИКРОАВТОБУСЫ, грузовой

    350 EURO
  • МИКРОАВТОБУСЫ, пассажирский
    Das Business die Karriere -
    Die Verkäufe der
    Autos, der Waren - Die
    Fachkräfte - IT,
    die
    3500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, платформа

    900 $

Продажа автотранспорта


  • АВТОСТЕКЛА

    29500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, дача

    133350 EURO

ТРАНСБИРЖА

АВТОТРАНСПОРТ

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Обзоры, тест-драйвы

Тест-драйв

ВЕЧНО МОЛОДОЙ САМОСВАЛ DAF CF 8х4

Исторически так сложилось, что семейство CF, в отличие от других многочисленных представителей модельного ряда DAF, является действительно многофункциональным, а значит — надёжным, точнее — проверенным годами эксплуатации на самых разнообразных дорогах в различных климатических зонах. Возможно, именно потому его агрегатная база заложена в основу моделей для строительного сектора и, в особенности, для главной рабсилы горнодобывающей отрасли — для самосвалов. Как показывает статистика продаж за последние 6-7 лет, особый интерес у большинства перевозчиков, всё чаще вызывают производительные 4-осные вседорожные модели, как то DAF CF 8х4, тест которого состоялся под Киевом.

Неужели класс строительных машин и самоходных механизмов так важен и велик? Что ж, давайте перечислим этих тружеников-первопроходцев, принимающих активное участие в созидании нашей цивилизации. Автокраны и самосвалы, бетономешалки и бетононасосы, системы загрузки и прицепы-платформы, полуприцепы для транспортировки кирпича, оконных блоков, стекла, железобетонных панелей и специальные самосвалы для транспортировки асфальта или работы в каменоломнях, грузовые автомобили с открытым кузовом или с брезентовым верхом, машины с краном-манипулятором для распределения расфасованных строительных материалов, вседорожные тягачи и автомобили на жёстких шасси... И т.д., и т.п. Ни в одном из сегментов транспорта никогда не было, и нет такого разнообразия, какое существует в секторе строительной техники. И ни к одному из видов многоосного транспорта не предъявляются такие высокие требования в отношении его рабочих характеристик и надёжности, какие предъявляются к строительной технике. А посему из всех видов многоосного транспорта автокраны и самосвалы, бетономешалки и бетононасосы являются самыми дорогими массово выпускаемыми грузовиками.

Для начала рассмотрим плюсы и минусы многоосных АТС. Главными достоинствами трёхосных моделей были и остаются их сверхуниверсальность, компактность, манёвренность, а также возможность использования в составе автопоезда с прицепом. Самосвальный автопоезд позволяет перевозить большие объёмы груза или обслуживать одновременно два объекта. К неубиенным козырям четырёхосных моделей относятся дешевизна перевозок, получаемая за счёт большей грузоподъёмности одиночного автомобиля, экономии топлива и фонда заработной платы.

С учётом сказанного, похоже, что шасси строительных автомобилей DAF представляют собой весьма практичную основу для любого навесного или кузовного оборудования, будь то бетономешалка, самосвал или бетононасос, погрузчик или кран-манипулятор на бортовом кузове для перевозки кирпичей. Большое разнообразие транспортных задач в строительной промышленности требует применения большого числа автомобилей самых разных видов. А всё потому, что работа не должна стоять на месте, а время — это деньги. Вот почему у компании DAF есть специальное семейство грузовых автомобилей для абсолютно любого типа работ — это четырёхосные самосвалы, с приводом на одну или две оси. Сконструированные для работы в самых неблагоприятных условиях — как на дороге с твёрдым покрытием, так и на грунтовых покрытиях, они изо дня в день, из года в год тянут «свою лямку».

Кабина и салон
Общее впечатление, которое складывается при первом взгляде на данный четырёхосник, — перед вами не накачанный культурист, а плотно сбитый тяжелоатлет, достигший пика формы перед соревнованиями. Машина, имеющая стандартную для Европы длину и высоту, визуально кажется чуть более крупной, чем собратья по цеху от других производителей. Крупной, и за счёт обвеса и специальных световых приборов — франтовато-нарядной. По традиции, укоренившейся в Западной Европе, главное внимание при проектировании автомобилей DAF (после контроля и борьбы за прочность шасси), предназначенных для строительных работ, уделяется удобству и эргономике рабочего места водителя. Именно от него напрямую зависит не только безопасность самого автомобиля, груза и окружающих, но и производительность работы, а значит прибыль хозяина. Однорядную кабину DAF серии CF в почти топовой комплектации я подробно описал в предыдущих отчётах о тест-драйвах магистральных грузовиков. Но если при установке на седельном тягаче-региональщике она выглядит обыденно-стандартной, на развозном грузовике — принаряженной по случаю праздника, то на строительном самосвале — просто роскошной.

Дело в том, что мы в Украине как-то привыкли, что водители мусоровозов, самосвалов, миксеров, автокранов и развозных фургонов — шофера второго сорта. Точнее, нас в этом убеждали и убеждают производители из Японии, России и Беларуси. Голландцы думают иначе. Да, дальнобойщики — это водительская элита, но протяжённость рабочего дня и психофизические нагрузки у прочих водителей грузовиков, зачастую не меньше, а значительно больше, чем у шофёров-международников.

Мозгу эти факты были давно известны и понятны, однако на душе ощутимо потеплело, когда я пробрался в салон этого самосвала и уселся в кресло драйвера. Скажу сразу, что подобными креслами (на пневматической подвеске (с подлокотником)) и рулевой колонкой, которые можно свободно отрегулировать под себя и которые обеспечивают отличное положение за рулем, в своё время комплектовались дальнобойные камионы прошлого поколения… В центре приборной панели находится дисплей, на котором отображается информация о жизненно важных функциях, уровнях жидкостей и топлива, и, например, продолжительности работы МОМ. Стандартная комплектация также предусматривает установку воздушных фильтров внутри кабины, что не окажется лишним ни на запыленных стройплощадках или карьерах, ни в загазованных городских пробках. Так как я заядлый курильщик, то сразу обратил внимание на мощную хорошо разветвлённую систему вентиляции и обогрева салона (родом из старшего типоразмера кабин), на наличие производительного кондиционера и боковые стёкла (включая большой люк) с электроприводом — это всё признаки техники высокого класса от солидного производителя.

Как известно, водители строительных машин вынуждены часто покидать кабину и снова занимать рабочее место. Поэтому автомобили серии CF оборудованы широкими освещаемыми ступенями с противоскользящим покрытием и жёсткими поручнями по обеим сторонам дверного проёма, которые обеспечивают свободный доступ внутрь салона и безопасный выход наружу. Кроме того, кабина автомобиля серии CF не только комфортабельна, но и практична во многих отношениях. Например, её очень легко поддерживать в чистоте. А ещё она может похвастать большой площадью остекления (при этом все стёкла прекрасно обдуваются (а значит — не запотевают и не обмерзают)) и полным комплектом подогреваемых зеркал заднего вида, оснащённых электроприводом для регулировки из салона.

Шасси и силовая линия
Так для чего создавались подобные четырёхосные шасси? Изначально прародителями и первыми заказчиками были военные, а затем преимуществами конструкции решили воспользоваться гражданские перевозчики. У них эти могучие машины предназначены для транспортировки относительно лёгких грузов (ведь полная масса грузовика составляет 34-36 т) и больших объёмов работ в черте города (в усиленном варианте 39-41 т), а также для бетономешалок ёмкостью 8-9 кубометров. Для большегрузных балластных тягачей (полной массой с прицепом (GCM) до 120 т) или для больших самосвалов (полной массой 41-44 т), обслуживающих объекты вне города, а также используемых в околокарьерных перевозках при строительстве дорог, заводов и больших жилых массивов. Тестировавшийся самосвал CF 8х4 принадлежал к наиболее распространённой первой группе по классу грузоподъёмности, но обладал усиленным шасси и самым мощным из предлагаемой гаммы двигателем. Причина проста: хуже чем в Украине дела с дорогами обстоят только в России и странах Средней Азии, и если шасси стандартного европейского грузовика не усилить, то оно у нас долго не проживёт…

Прекрасно себя зарекомендовавшая восьмиреечная объединённая подвеска автомобилей DAF обеспечивает некоторый запас прочности, рабочий ход, равный 270 мм, и беспрецедентную устойчивость, на которую нисколько не влияет большой клиренс. Центр крена объединённой подвески обеспечивает наибольшую устойчивость, которой нельзя пренебречь в случае, если грузовой автомобиль создавался под самосвал с высокими бортами или бетономешалку. Чрезвычайно подвижные шарнирные соединения сдвоенного моста грузовиков DAF, на мой взгляд, обеспечивают превосходное сцепление с дорогой при езде по пересечённой местности благодаря тому, что колёса всегда точно следуют профилю поверхности. Кроме того, на четырёхосные автомобили устанавливают механические устройства компенсации нагрузки на передние оси, которые обеспечивают равномерное распределение нагрузки между двумя передними осями. Согласитесь — это весьма важные плюсы в повседневной работе, от которых зависит имидж машины и её выбор клиентом.

На автомобилях DAF серии CF устанавливают мощные шестицилиндровые турбодизели нового поколения, оборудованные прекрасно себя зарекомендовавшими системами промежуточного охлаждения и электронным управлением впрыском.
MX-13 предназначен для длительного срока службы при пробеге до 1,6 миллионов километров, поэтому на самосвалах появляется редко. Новый PACCAR MX-13 Euro-6 на бумаге обеспечивает мощность 303 кВт / 412 л.с., 340 кВт / 460 л.с. и 375 кВт / 510 л.с. Однако Euro-6 «тихой сапой» чисто делает своё грязное дело. Так высокий крутящий момент отныне не доступен на низких оборотах и уж тем более в широком диапазоне оборотов мотора. Зато, по-прежнему, торможение двигателем обеспечивает впечатляющую производительность. И это при том, что 3/4 его силы достигается только на 1500 об./мин., коих достичь практически невозможно. Но, как ни крути, регулярное использование моторного тормоза существенно уменьшает износ рабочих тормозов. Флагманский мотор для самосвала имеет смысл заказывать только если грузовик будет использоваться с прицепом и «на дальнем плече».

MX-11 идеально подходит для применения, как на трёхосных, так и на четырёхосных самосвалах, особенно для тяжёлых условий эксплуатации в плотном графике, где низкая снаряженная масса и невысокий расход топлива имеют решающее значение. PACCAR MX-11 с двойными верхними распредвалами также доступен для комплектации самосвалов в нескольких вариантах мощности от 320 до 435 л.с. Качество торможения двигателем у MX-11 также впечатляет, как и у MX-13 (при условно большей эффективности на 3%). Однако силовая линия с мотором MX-11 получается на 180 кг легче, чем с MX-13.

Обновлённый PACCAR PX-7 завершает спектр двигателей для новых самосвалов CF. Этот мощный, тихий и экономичный двигатель предлагает силовые решения от 285 до 315 л.с., что дает приемлемые характеристики управляемости вкупе с исключительно хорошей топливной экономичностью. С его низким уровнем выбросов и нижайшим уровнем шума, РХ-7 является привлекательным для интенсивных операций городских коммунальных служб. Мотор не только приятен для водителя, но и хорош для окружающей среды.

Обычно, на автомобили серии CF подобного назначения устанавливается механическая коробка передач ZF. Тем не менее, можно также заказать и полностью автоматическую коробку передач AS-Tronic, которая оборудована специальной программой переключения передач для грунтовой поверхности. Так как именно автомат был встроен в силовую линию новичка, то с ним и пришлось иметь дело. Да, коробка «для богатых и ленивых» по определению оказалась много удобнее «механики», но судя по рабочим оборотам мотора во время переключений в автоматическом режиме — далеко не экономичной. Если же использовать «ручной режим», то невольно возникает вопрос: а зачем тогда переплачивать за автомат, когда можно заказать машину с недорогой, надёжной и ремонтопригодной механической КПП?

Понятно, что привод гидравлического насоса автомобилей серии CF может быть оборудован, например, Механизмом Отбора Мощности двигателя, разработанным компанией DAF. При стандартной частоте вращения МОМ сверхпроизводительный и мощный привод развивает крутящий момент до 990 Нм. Опираясь на полученный опыт, DAF предлагает широкий ассортимент МОМ коробки передач, которые способны обеспечить крутящий момент в диапазоне от 430 до 1000 Нм (в зависимости от модели).

Ходовые качества
Как и большинство автомобилей DAF, грузовики серии CF, предназначенные для строительных работ, обладают хорошими ходовыми качествами. Мягкая передняя подвеска обеспечивает исключительный комфорт, а усиленные рессорные пакеты на ведущей тележке даже допускают небольшой перегруз некритичный при движении по дорогам с твёрдым покрытием. Рулевая передача высокого давления обеспечивает лёгкость и точность рулевого управления при низкой мощности даже при маневрировании на низких скоростях (с невысокими оборотами двигателя). В сочетании с небольшими размерами передней части грузового автомобиля большой угол поворота управляемых колёс от одного упора до другого, обеспечивает неожиданно приличную манёвренность и небольшой радиус поворота даже самых больших автомобилей серии CF.

Так как безопасность является одним из основных приоритетов компании DAF, то в этом отношении не являются исключением и автомобили, предназначенные для строительных работ. Поэтому грузовики с колесной формулой 8x4 оборудованы ABS, ASR (система противоскольжения), системой экстренного торможения и EBS (электронная тормозная система). Также дополнительно возможна установка системы «видеокамер DAF», системы предупреждения о покидании полосы движения (LDWS) и системы адаптивного круиз-контроля (АСС). От себя замечу, что лично мне система LDWS не только ничуть не помогает, но иногда просто мешает. А держать её отключённой, предварительно заплатив за установку немалые деньги — верх идиотизма.

Каждая транспортная задача предъявляет уникальные требования к грузовому автомобилю. Поэтому каждый грузовой автомобиль DAF уникален и изготавливается в рамках оговоренной спецификации или по заказу. Существует широкий ассортимент конфигураций кабин, шасси, трансмиссий, МОМ и мостов, из которых собирается каждый грузовой автомобиль DAF. То есть DAF предлагает исключительно правильное решение для каждой транспортной задачи. Иногда — эффективное и надежное, но чаще — безопасное и комфортабельное. Наряду с ведущими американскими брендами Peterbilt и Kenworth, компания DAF Trucks входит в состав корпорации PACCAR, — американского производителя, который уделяет особое внимание качеству, что нетрудно осуществить, если прислушиваться к пожеланиям клиентов и в каждом нововведении демонстрировать свое уважение к водителям. Поэтому ходовые свойства рестайлингового самосвала, как впрочем, и эргономика салона, находятся на высочайшем уровне. Я тестировал автомобиль на всех типах дорожного покрытия и даже на скоростях, чуточку превышавших эксплуатационные. Замечу, что впечатление от напряжённого и динамичного блиц-теста осталось самое благоприятное. Это позволило за 40 минут опробовать машину в режимах, с которыми ей придётся столкнуться в реальной жизни.

Кроме безупречной работы обоих управляющих осей, прекрасно синхронизированных с гидроусилителем рулевого управления, особенно понравилась слаженность и сбалансированность передаточных чисел в главной передаче ведущих мостов. Последние оборудованы надежным «сдвоенным» редуктором с приводом на четыре колеса DAF HR1355T и колёсными редукторами. Напомню, грузоподъёмность автомобилей этой серии достигает 26 тонн, поэтому для езды по, действительно, труднопроходимой местности данный автомобиль располагает поперечными стабилизаторами, межколёсными и межосевыми устройствами блокировки. При этом чрезвычайно полезным оказывается большой угол переднего свеса и высокий клиренс, впрочем, как и монолитная защитная панель из стали под радиатором и выдвижная первая ступень.

Я сел за руль этого самосвала с небольшими опасениями, что в моём распоряжении окажется очередная навороченная выставочно-презентационная поделка для асфальтовых дорог, в худшем случае рассчитанная на эксплуатацию по ухоженным грунтовкам в стиле «Euro-6». Да не тут-то было. Передвинув в соответствующие положения все рычаги и переключатели, я получил крепкого середняка в плеяде работяг-вседорожников. Автомобиль уверенно двигался даже там, где остановилось бы большинство именитых одноклассников, в частности — по рыхлому песку и по высоким кочкам. Активация «сверхползущей» передачи (клавиша с пиктограммой-черепашкой на центральной панели) и «тапка-в-пол» позволили выбраться из песчаного оврага! При этом грузовик демонстрировал хорошую устойчивость и отменную управляемость. Та же картина наблюдалась при движении по неутрамбованному гравию, по заливному лугу (по мягкому скользкому грунту), по булыжной мостовой и по асфальтобетону. Часть заслуги в подобной неприхотливости к качеству дорожного покрытия принадлежит умеренно-зубастым ультрасовременным шинам Good-Year, которые, скорее всего, из-за своей цены окажутся не «по-зубам» большинству украинских перевозчиков.

О динамике придушенного нормами Euro-6 12,9-литрового мотора я уже писал и добавить к сказанному нечего. Однако, на самосвале, где АКПП и АКП вкупе с главной передачей имеют повышенное передаточное число, вялость двигателя не так заметна, как на магистральных грузовиках. Т.е., применительно к данному классу авто, злосчастная Euro-6 — терпимое зло. Перевозчикам даже не придётся тратиться на «ретроградный откат» настроек топливной системы — этакий «реверс-чиптюнинг», который стремительно набирает популярность в Восточной Европе.

Размышления вслух
Начиная со стального переднего бампера и передних фар из ударостойкого стекла Lexan и заканчивая комфортабельным и вместе с тем практичным салоном, а также надежной и мощной трансмиссией, новый самосвал производит однозначное и хорошее впечатление. Однако напомню, суровый характер дорожно-климатических условий накладывает свой отпечаток на особенности эксплуатации автомобилей DAF CF в СНГ и особенно в Украине. Большинство этих проблем незнакомы европейским перевозчикам, а вот для наших — они актуальны всегда. Одна из самых характерных бед — перегруз.

Печально, но такой подход к заработкам любой ценой чреват неизбежными проблемами с задними малолистовыми рессорными пакетами. Это лишь вопрос времени: когда металл не выдержит повышенных напряжений, даст трещину и в конечном итоге сломается. Как показывает практика, на самосвалах DAF CF (8х4) «умирает» один и тот же коренной лист, причем ломается он всегда в одном и том же месте. И что удивительно: на перегруз машин водителей провоцируют сами владельцы подвижного состава. По их словам, цена рессоры — ничто в сравнении с расчётом за перевезенный объём сыпучего груза (когда подворачивается работа, то её надо сделать как можно быстрее и с меньшими затратами). Причём это проблема не одной-двух марок, а всех мэтров автомобилестроения; дороги на Западе с годами становятся только лучше и производители не видят смысла идти на поводу у наших разгильдяев-дорожников, облегчая им жизнь навороченными сверхусиленными подвесками. Так что трудно сказать, чего здесь больше — водительского головотяпства или заводской недоработки, но факты, как говорится, имеют место быть. Это надо учесть и соответствующим образом готовить водителей.

Как бы вы не берегли свои машины, но украинским перевозчикам никуда не деться от низкого качества топлива. Каждая внеплановая и объективная проверка даже столичных АЗС заканчивается их конфузом. АЗС штрафуют, но толку чуть (ведь они не могут делать анализ топлива при сливе бензовоза), а владельцы НПЗ (олигархи) как были, так и остаются над законом. И это безобразие творится в Киеве, где надзорные органы дислоцируются буквально под боком и проверяющие могут нагрянуть в любой момент. Представьте себе региональные колонки, куда нога инспектора не ступала годами! Взятки решают всё, а их обилие и регулярность убивают топливные системы. Так из-за неудовлетворительного качества солярки на самосвале DAF CF может выйти из строя топливный насос низкого давления, который не выносит большого количества воды и присутствия серы. Между тем замена насосной секции по нормам СТО занимает 2,5 часа работы, а это в сумме около 450 USD. Конечно, опытные специалисты могут выполнить эту операцию своими силами всего за 40 мин., но ведь не у всех перевозчиков есть нужные запчасти, оборудование/инструменты, знания и навыки. Т.е. — не стоит заправляться где-ни-попадя и будет вам счастье…

Подобные досадные мелочи могли подпортить имидж прекрасного грузовика. Поэтому «детские» болезни новых и ещё не обкатанных комплектующих DAF устраняет почти мгновенно. Их (поломок) становится всё меньше, причём не ежемесячно, а ежедневно, потому, что производитель внимательно отслеживает каждую свою машину и чутко реагирует на зафиксированные неполадки. Результат налицо. Ведь любой DAF проектируют и изготавливают люди, искренне любящие грузовые автомобили.

Вывод: Я тестирую технику (в т.ч. — самосвалы) марки DAF уже 20 лет и отмечаю некоторую закономерность. Переоборудованные строительные автомобили DAF серии CF хорошо подходят для установки любого навесного и кузовного оборудования. Но самосвал колёсной формулы 8х4 с кабиной серии CF, в отличие от других представителей модельного ряда DAF, является действительно многофункциональным автомобилем, который спроектирован для выполнения реально тяжелой работы. Готов за это поручиться…
 

Общая оценка теста
Наружный дизайн *****
Функциональность *****
Силовой агрегат ****
Динамика ****
Экономичность *****
Комфорт в салоне *****
Подвески *****
Безопасность *****
Управляемость *****

 

* — ½ балла
* — 1 балл

Фёдор КИРИЧУК
 



Дата публикации: 21.07.3647
«« Вернуться в Статьи »»
Краткий обзор Российские дальнобойщики на грани бунта
Нормативно-правовая база | Органы власти | Для тех, кто в дороге | Отраслевые компании | Выставки | Автоновости |Статьи, Тест-драйв
Стиль, оформление, дизайн и содержание портала являются объектом авторского права и охраняются законами Украины. Перепечатка материалов и иное их использование допускаются при согласовании с администрацией проекта и размещении активной ссылки на портал. Нарушение этих условий влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Торговая марка АВТОПРОФИ зарегистрирована Агентством "Украинские торговые марки", Свидетпльство № 144698.