Партнёры

АВТОПРОФИ - издательский дом.

Реклама

 

Покупка автотранспорта

  • Самосвал

    10000 $
  • ЗАПЧАСТИ

    100 грн.
  • СКЛАДСКОЕ ОБ-Е, погрузчик складской

    10000 $
  • МИКРОАВТОБУСЫ, грузовой

    350 EURO
  • МИКРОАВТОБУСЫ, пассажирский
    Das Business die Karriere -
    Die Verkäufe der
    Autos, der Waren - Die
    Fachkräfte - IT,
    die
    3500 EURO

Продажа автотранспорта


  • АВТОСТЕКЛА

    29500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, дача

    133350 EURO

ТРАНСБИРЖА

АВТОТРАНСПОРТ

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Статьи и обзоры

ГлавнаяСтатьиПеревозка грузов автомобильным тра...

Перевозка грузов автомобильным транспортом на внутреннем рынке Украины

перевозки грузовМы уже неоднократно писали о различных правовых аспектах и проблемах, связанных с международной перевозкой внешнеторговых грузов. Однако следует отметить, что мало уделялось внимания проблемам автомобильных перевозчиков, обеспечивающих своими услугами внутренний рынок Украины.

Поэтому задача настоящей статьи состоит в том, чтобы в общих чертах проанализировать действующее законодательство Украины в этой области и дать некоторые рекомендации автоперевозчикам, как правильно заключать договоры с грузовладельцами во избежание ошибок.

Перевозка различных грузов автомобильным транспортом в Украине является наиболее популярным видом услуг населению, и спрос на такие услуги продолжает расти. Этому способствуют многие положительные черты, присущие автотранспорту: мобильность в доставке груза "от двери до двери", экономичность, оперативность и т.д.

В настоящее время автоперевозки — один из самых распространенных видов хозяйственной деятельности в Украине. Сегодня в Украине работает несколько тысяч автомобильных перевозчиков. Юридическое регулирование этой деятельности осуществляется как законодательством, так и договорами, заключенными между сторонами.

Правильно заключенные и оформленные договора на перевозку грузов между автоперевозчиком и грузоотправителем — это уже залог того, что у сторон не возникнут проблемы по его взаимному исполнению, а если и возникнут, то их легче будет решать в претензионном или арбитражном порядке.

Общее определение договора перевозки грузов изложено в ст.358 ГК Украины, где сказано, что это договор, по которому транспортное предприятие (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз до пункта назначения и выдать его уполномоченному на получение этого груза лицу грузополучателя, а отправитель обязуется оплатить перевозку груза согласно договору. В этом случае подписанный и заверенный должным образом договор будет считаться реальным с момента указанной в нем даты.

Иногда, чтобы избежать дополнительных расходов, отправитель или получатель доставляет груз в пункт назначения собственным транспортом. В этом случае, если в договоре между сторонами отсутствуют условия оплаты за конкретную перевозку груза, то такие отношения, по мнению юристов, не могут рассматриваться как "отношения перевозки", так как отсутствует перевозчик, являющийся стороной договора.

В главе 30 Гражданского кодекса Украины достаточно четко изложены и другие права, обязательства и ответственность сторон в случаях нарушений условий договора одной из сторон. Определения основных юридических терминов, которые относятся к автоперевозкам и которые необходимо применять при заключении договоров, подробно изложены в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 14.10.97 года за № 363 (с соответствующими изменениями и дополнениями, внесенными приказом Министерства транспорта Украины от 23.03.98 г., № 90), а также в Законе Украины "Об автомобильном транспорте" от 05.05. 2001 года за № 2344-111, вступившем в силу с 13.06. текущего года.

Если заключенный договор будет "расплывчатым", неконкретным по отношению к вышеуказанным нормам права, то имеется угроза того, что в арбитражном споре он может быть признан не соответствующим требованиям действующего законодательства, а поэтому согласно ст. 48 ГК Украины будет признан недействительным.

Следует отметить, что условия заключаемых договоров на перевозку различных грузов в полной мере определяются вышеупомянутым действующим законодательством и не могут изменяться сторонами. За исключением тех отдельных условий, которые необходимы для заключения договора, например: тип автомобиля, сроки доставки груза, сумма и порядок оплаты перевозки, порядок оплаты штрафных санкций и другие.

С принятием в 1997 году Правил перевозок грузов (с изменениями и дополнениями от 23.03.98 г., № 90) стало значительно проще регулировать все необходимые вопросы, связанные с заключением договоров на перевозку грузов в Украине.

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине состоят из следующих разделов:

  • Термины и понятия.
  • Общие сведения о грузе.
  • Правила заключения договоров.
  • Страхование грузов.
  • Правила упаковывания грузов.
  • Правила определения веса грузов.
  • Правила маркировки грузов.
  • Правила погрузки и разгрузки грузов.
  • Правила пломбирования грузов.
  • Правила приема грузов для перевозки.
  • Правила оформления документов на перевозку.
  • Правила транспортировки грузов.
  • Правила сдачи грузов.
  • Расчеты за перевозку.
  • Правила составления актов.

Вышеупомянутыми Правилами перевозки грузов утвержден примерный договор на перевозку грузов автомобильным транспортом в городском и междугородном сообщении, который фактически является долгосрочным договором.

В Правилах указано, что при заключении договора стороны должны устанавливать: срок его действия, объем перевозок, род груза, условия перевозки (включая порядок приема и выдачи груза), обеспечение сохранности груза, условия погрузочно-разгрузочных работ, стоимость перевозки и порядок расчетов, установленный сторонами маршрут, права и обязательства сторон, ответственность сторон, порядок разрешения спора, форс-мажорные обстоятельства и др.

В настоящее время как долгосрочный, так и разовый договоры обязательно должны быть оформлены в письменном виде. Правила не регламентируют перевозку опасных, крупногабаритных грузов, почты и перевозки грузов в международном сообщении, поскольку такие перевозки имеют свои особенности и регулируются другими нормативными документами.

Термины и понятия груза достаточно четко изложены в п. 1 Правил. Под грузовым местом понимается условная единица груза при его приеме на перевозку или при выдаче грузополучателю. Учет груза может вестись и в других единицах измерения, например, в тоннах. Очень важно, чтобы при оформлении груза его количество было правильно указано в сопроводительных документах.

Следует подчеркнуть, что в типовой форме товаротранспортной накладной, утвержденной приказом № 488/346 Минтранса и Минстата Украины от 29.12.95 г., информацию о грузе указывают как в единицах измерения, так и по количеству мест. Если, например, по договору должны перевозить определенное количество тонн груза, а в товаротранспортной накладной указано только количество мест и аналогичным образом осуществлялся прием этого груза, то между сторонами вполне возможен соответствующий конфликт с непредсказуемыми последствиями.

При оформлении груза на перевозку следует обратить внимание и на пункт 2 Правил, где указана классификация грузов по различным признакам: виду продукции, состоянию тары, способу погрузки и разгрузки, специфическим особенностям груза, массе, его габаритам и т.д.

В Правилах перевозки и других нормативно-правовых актах установлены различные требования к условиям перевозки, таре, маркировке разных видов груза. Поэтому соответствующая ошибка при определении в договоре, в товаротранспортной накладной вида груза может привести к нарушению вышеупомянутых требований, а далее и к соответствующему спору. Общие требования по приему груза для перевозки изложены в пункте 10 Правил.

Автомобильные перевозчики принимают грузы для перевозки исключительно на базе заключенных договоров с заказчиками в соответствии с их письменными заявками установленной типовой формы на каждую конкретную перевозку, либо на согласованный сторонами срок. Заявка подается автоперевозчику в срок, указанный договором.

Согласно пункту 3.8. Правил по соглашению с перевозчиком заказчик может передать ему заявку на перевозку грузов телефонограммой, телетайпом, телеграфом, телексом, факсом, электронной почтой и т.д. В заявке должны быть необходимые сведения, которые характеризуют наименование и количество груза, адреса погрузки и разгрузки, расстояние перевозки, род упаковки и другие необходимые сведения.

Примерный договор перевозки грузов автомобильным транспортом состоит из следующих разделов:

  • Преамбула.
  • Предмет договора.
  • Условия перевозки.
  • Порядок расчетов.
  • Форс-мажорные обстоятельства.
  • Ответственность сторон.
  • Разрешение споров.
  • Дополнительные условия.
  • Порядок изменений и дополнений к договору.
  • Срок действия договора.
  • Юридические адреса сторон.

Порядок заключения договоров на перевозку грузов подробно изложен в пункте 3 Правил. В случае порчи, повреждения, недостачи перевозимого груза или расхождений по нему стороны, согласно требованиям пункта 15.1. Правил, оформляют соответствующий Акт.

Со своей стороны, "ЮрТрансСервис" рекомендует автоперевозчикам хорошо изучить как вышеупомянутые Правила, так и Закон Украины "Об автомобильном транспорте", что даст возможность избежать многочисленных ошибок, а в связи с этим различных споров и убытков.

В последнее время бедствием для автоперевозчиков стало хищение перевозимых грузов. Если раньше, как правило, ограблению подвергался автотранспорт, перевозивший в международном сообщении экспортно-импортные грузы, то сегодня грабят любые грузы, перевозимые в Украине. Поэтому угроза хищения груза пока остается для всех автомобильных перевозчиков более чем актуальной.

В одном из предыдущих номеров "Автопрофи" фирма "ЮрТрансСервис" уже писала об этой проблеме. В основном при международных перевозках приемы и методы хищения грузов похожи в Польше, Беларуси, России, Румынии, Прибалтике и т.д. Однако нужно подчеркнуть, что по изобретательности и объемам похищаемого груза украинские грабители не уступают своим соседям.

Подобно сорняку, который приспосабливается к среде обитания, меняется и "работа" грабителей: в своих действиях они стали намного осторожнее и изобретательнее, в связи с чем ловить их становится все сложнее.

Правда, в последнее время органы милиции пытаются активизировать работу по предотвращению хищений груза в процессе его перевозки по дорогам Украины, но радоваться еще рано.

Таким образом, различных проблем у украинских перевозчиков еще очень много. Для постоянного контроля за заключаемыми многочисленными договорами, решения других правовых вопросов среднему и крупному автотранспортному предприятию желательно иметь в штате своего юриста либо периодически пользоваться услугами специализирующейся в транспортном праве юридической фирмы.

Такой подход себя оправдывает. Ведь известно, что скупой платит дважды, а то и больше. Пока же, к сожалению, перевозчики часто остаются один на один со своими проблемами.

Автор: В.М. Богданов, генеральный директор “ЮрТрансСервис” для autoprofi.ua

Дата публикации: 08.12.2006
Вернуться в Статьи
Новинки от фирмы "Тент плюс" Система контроля расхода топлива — лучшее средство от банкротства
Нормативно-правовая база | Органы власти | Для тех, кто в дороге | Отраслевые компании | Выставки | Автоновости |Статьи, Тест-драйв
Стиль, оформление, дизайн и содержание портала являются объектом авторского права и охраняются законами Украины. Перепечатка материалов и иное их использование допускаются при согласовании с администрацией проекта и размещении активной ссылки на портал. Нарушение этих условий влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Торговая марка АВТОПРОФИ зарегистрирована Агентством "Украинские торговые марки", Свидетпльство № 144698.