Партнёры

АВТОПРОФИ - издательский дом.

Реклама

 

Покупка автотранспорта

  • Самосвал

    10000 $
  • ЗАПЧАСТИ

    100 грн.
  • СКЛАДСКОЕ ОБ-Е, погрузчик складской

    10000 $
  • МИКРОАВТОБУСЫ, грузовой

    350 EURO
  • МИКРОАВТОБУСЫ, пассажирский
    Das Business die Karriere -
    Die Verkäufe der
    Autos, der Waren - Die
    Fachkräfte - IT,
    die
    3500 EURO

Продажа автотранспорта


  • АВТОСТЕКЛА

    29500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, дача

    133350 EURO

ТРАНСБИРЖА

АВТОТРАНСПОРТ

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Статьи и обзоры

ГлавнаяСтатьиЛАЗ «А-292» — ГИГАНТ ДЛЯ МЕГАПОЛИСА

ЛАЗ «А-292» — ГИГАНТ ДЛЯ МЕГАПОЛИСА

Одной из важнейших проблем современного города является ситуация с транспортом. Дорожная инфраструктура, особенно в крупных украинских мегаполисах, уже давно работает на пределе и практически не имеет перспектив развития из-за понижения пропускной способности свих улиц. Масла в огонь подлили и стремительно расплодившиеся в невероятном количестве личные автомобили, и большое число коммерческих (грузовых) машин, и обилие пассажирского транспорта, и, конечно же — отсутствия недорогих подземных и многоэтажных паркингов. Количество маршруток (ГАЗелей, стареньких бусиков-иномарок и малых автобусов) давно превысило все разумные пределы и на сегодня от них больше вреда, чем пользы. Сейчас в крупных городах запущен процесс замены несколько подросших маршруток на малые автобусы, а малых машин на средние, но это не поможет кардинально изменить сложившуюся ситуацию. Два малых автобуса сменяют всего три маршрутки, а один средний — два малых… Мегаполисам нужны большие и сверхбольшие автобусы. Срочно нужны.
Наилучшими шансами стать поставщиками крупных городских автобусных парков Украины обладают ОАО «ЛАЗ» и РУП «МАЗ». И дело здесь не столько в вульгарном «ура-патриотизме». Оба упомянутых автозавода имеют в своей гамме современные двух- и трехосные низкопольные машины длиной от 12 до 18 м, у которых пока нет равных по соотношению цена–качество. Еще в конце 90-х, невзирая на отсутствие средств, и грамотного руководства, на ЛАЗе приложили максимум усилий для постановки в производство 17,2-метрового 170-местного сочлененного автобуса ЛАЗ «А-291» с 245-сильным мотором Raba D10UTS (Euro-2) и механической 6-ступенчатой КПП ZF. При полной массе около 27 т автобус среднемоторной компоновки со средним ведущим мостом достигал скорости 70 км/ч. Для поставок в другие страны эта машина могла комплектоваться 7-литровым 280-сильным двигателем MAN + ZF (Euro-3) или Cummins + Voith (обеспечивавшие 95 км/ч). Данные автобусы были призваны заменить морально и физически устаревшие сверхбольшие Ikarus-280 и конкурировать с хлынувшими на украинский рынок из Скандинавии б/у «гармошками». Однако, чьи-то личные интересы превозобладали над общественными и государственными, и завод «притормозил» выпуск новинки. Поэтому когда во Львове собрали первый предсерийный опытный образец ультрасовременного 18,8-метрового сочлененного ЛАЗ «А-292», самого нового сверхбольшого автобуса на рынках СНГ, я с удовольствием откликнулся на предложение протестировать эту неординарную машину.

Кто к нам пришел?
Схема компоновки 182-местного ЛАЗ «А-292» революционна и ранее в отечественном автопроме не применялась. Новинка имеет одноэтажный сочленённый двухсекционный закрытый несущий кузов вагонного типа (с цельнометаллическим сварным каркасом). Узел сочленения — типа «Hubner» (с электронной системой стабилизации («антискладывания»)), с задним (в прицепе) продольным расположением двигателя, смещенного к левому борту. Кабина водителя закрытого типа (отделена от салона стеклянной перегородкой с дверью в салон) с левым расположением рулевого колеса. За сидением шофера установлен дисплей, на котором можно демонстрировать схемы маршрутов или (на худой конец) рекламу. Низкопольный по всей длине салона кузов располагает четырьмя широкими двухстворчатыми дверьми по правому борту, а именно: по две двери в каждой секции. Колесная формула — 6х2, ведущие колеса — задние (мост второй секции), на второй и третьей оси применяется сдвоенная ошиновка.
Силовую линию нового автобуса составляют: во-первых, рядный вертикальный четырехтактный 10-литровый 6-цилиндровый 310-сильный с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха и жидкостным охлаждением дизельный двигатель DEUTZ BF6M10 (Euro-3), который с помощью ТНВД PLD12A Bosch и турбокомпрессора Schwitzer S200G 058Z BWTS использует систему впрыска топлива под давлением. Для этой цели применяются форсунки Bosch DLLA 147 P 1230 или Bosch DLLA 152 P 967. Воздушный фильтр ЛАЗ 7405-1109510-01 с картонным фильтрирующим элементом. Глушитель с нейтрализатором отработавших газов LAZ A183-1201010.
Во-вторых, силовой агрегат дополняет гидромеханическая 6-ступенчатая коробка передач ZF ECOMAT 6 HP 5 04C. Коробка передач имеет следующие передаточные числа. Вперед: 1я – 3,43; 2я – 2,01; 3я – 1,42; 4я – 1,00 и две ускоряющие: 5я – 0,83 и 6я – 0,59. Задняя скорость — 4,84.
В-третьих, завершает силовую линию установленный в прицепе портальный двухступенчатый ведущий мост ZF модели AV -132/80 с гипоидной передачей. Вообще-то, если быть точным, все мосты выполнены по портальной схеме, что, собственно, и позволило получить низкий ровный пол. Средний расход топлива такой силовой линией колеблется в пределах 35-40 л на 100 км городского цикла.
Как и полагается современному автобусу сверхбольшого класса шасси «А-292» оснащено пневматическими подвесками и целым рядом вспомогательных электронных систем, значительно увеличивающих безопасность пассажиров и прочих участников движения. В их числе антиблокировочная система тормозов, противобуксовочная система (самостоятельно активирующая межколесный дифференциал), система аварийного выключения питания и пожаротушения двигателя, а также подсистема контроллеров автоматического поддержания клиренса. Она позволяет подключать устанавливаемую по заказу систему книлинга (приседания одним бортом) для удобства посадки / высадки пассажиров (большинство двух-трехосных 15-16-метровых одиночек в базовой комплектации обладают возможностью книлинга).
Очень современным и удобным выглядит пассажирский салон. Первое, что бросается в глаза — обилие прочных яркоокрашенных поручней, к которым крепится множество ручек на гибкой подвеске (для людей среднего и малого роста). Затем взгляд невольно останавливается на удобно расположенных сидениях ковшового типа, которые наконец-то учитывают особенности фигур большинства украинских граждан. И только потом, и только специалисты, отметят большую площадь остекления (с форточками) и прочные стеклянные двери с замками, открывающимися как снаружи, так и изнутри. Я же по достоинству оценил еще и большое количество радиаторов-теплообменников, и интересное оформление потолка (с мощными светильниками), и добротное исполнение пола (общей площадью около 17 кв.м) с износоустойчивым покрытием. «Тканевая» межсекционная гармошка сделана двухслойной из гибкого морозоустойчивого синтетического материала. Заканчивая рассказ о салоне не могу не обратить ваше внимание на любопытный факт: гигантский ультрасовременный городской автобус имеет только две большие накопительные площадки, расположенные напротив средних дверей. Движение по салону по всех направлениях удобно, а ширина прохода такова, что в часы пик позволит разминуться двоим-троим пассажирам. Убрав 4-6 кресел можно получить еще больше места для стоячих пассажиров (от 16 до 24).
Перед тем, как сесть за руль самого большого автобуса в СНГ, я несколько раз обошел его в сопровождении представителей завода и приглашенных мной на тест-драйв двух специалистов — начальника колонны и начальника ОТК одного из крупнейших автопарков КП «КиевПассТранс», куда в дальнейшем будут поставляться эти величественные машины. Ведь у каждого киевского автобусного парка есть по 3-4 протяженных маршрута, на которые в часы пик вместо двух средних машин целесообразно выпускать одну «гармошку». Специалисты выразили ряд пожеланий по доработке АКБ-отсека, по сервису узла сочленения, креплению «мехов» и материалу обивки сидений. Однако было очевидно, что новинка не оставила их равнодушными.
С ними трудно не согласиться, ведь помимо экономии топлива, фонда заработной платы, затрат на сервис, запчасти и расходные материалы, а также уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду, существуют и другие критерии для оценки эффективности техники: ресурс главных узлов и агрегатов, ресурс до капитального ремонта кузова и шасси, эргономика наконец. А последний пункт включает дизайн (кузова снаружи, водительского места и пассажирского салона). Все присутствовавшие на тесте, в конце концов, пришли к единогласному мнению, — новинка хороша со всех точек зрения, а после устранения мелких конструкторских недочетов (на которые указали эксплуатационщики) это будет лучшая машина за всю историю автозавода. Повторяю, ничего подобного ЛАЗ раньше не делал. Более того, после смены руководства от него уже никто ничего и не ожидал (как от Киевского и Львовского мотозавода, а также десятков других машиностроительных предприятий). Однако новая «гармошка» таки существует (из металла, стекла и пластика) и она является подтверждением риторического заявления «Ще не вмерла Україна».

За рулем
Вход в салон и кабину водителя осуществляется через отдельную широкую дверь, за которой на небольшой высоте начинается пол. Перегородка между салоном и кабиной почти герметична (зимой сохранит тепло (предотвратит обмерзание лобового стекла), а летом избавит от сквозняков) и отделяет значительное пространство, дающее водителю свободу перемещения. Это важный элемент эргономики, требованиям которой, в принципе, подчинено все внутреннее пространство кабины. Заняв место за рулем, невольно отмечаю чрезвычайное удобство пневмоподвешенного водительского кресла: его подушка выполнена в виде совка, а регулируемая спинка обладает выраженной боковой поддержкой. Компактная, низко и полукругом расположенная торпедо повернута своими концами к водителю, что позволяет ему легко достать наиболее удаленные клавиши органов управления. Интересно решена проблема подрулевых переключателей: когда их много — это тоже нехорошо, решили конструкторы, и по-старинке объединили наиболее часто используемые регуляторы режимов и функций в одном, расположенном слева, мульти-джойстике. Конечно, к такому подходу надо привыкнуть, но, по-моему, это практичнее, чем иметь над коленями два-три рычажка, и цепляться за них руками и одеждой.
Что безусловно понравилось в торпедо, так это наличие двух воздуховодов (в «грудь / лицо») и приборный щиток, содержащий восемь прекрасно читаемых приборов (девятый на боковой панели) и втрое большее количество контрольных ламп. Ответственный толковый водитель в считанные мгновения будет иметь всю возможную информацию о работе или сбоях главных узлов и агрегатов.
Использование в качестве трансмиссии ГМП обусловило применение всего двух педалей. Скажу откровенно, педальный узел новинки мне не понравился: обе педали оказались установленными под чрезмерно малым углом и обе — мало информативны (особенно педаль тормоза). К этому привыкнуть будет сложно, да и ненужно. Скорее всего, в серийное производство этот узел пойдет модернизированным. Зато под левую ногу водителя предусмотрели очень удобное возвышение, полностью укрытое прочным пластиковым покрытием пола.
Гораздо труднее будет устранить другой недостаток — вялое и малоэффективное рулевое управление. Учитывая размеры автобуса и его массу, а также, что это городская машина, 3/5 сектора в каждом из направлений вращения вал колонки должен проходить в аналогичном режиме (может чуть-чуть быстрее), а затем усилитель должен сообщать большее ускорение. Так что, усилитель рулевого управления стоит заменить на более продуктивный агрегат. И все же на малых скоростях (до 65 км/ч) автобус рулится хорошо и, невзирая на колоссальные размеры, уверенно следует по выбранной и прогнозируемой траектории. А вот на скоростях от 70 до 90 км/ч иногда, особенно при боковом ветре, начинает рыскать и требует подруливания. Вот когда начинаешь сожалеть, что в качестве ведущей выбрана третья, а не вторая ось. Хотя, как подсказывает мой опыт, на таких скоростях в городской черте этим машинам не ездить.
Лично мне новый ЛАЗ «А-292» безусловно понравился. После решения проблем с организацией движения в крупных городах Украины (по-моему этим вопросом занимается несколько десятков бездельников, зря получающих зарплату) его шасси, насыщенное электроникой, приличный двигатель и просторный кузов позволят сократив затраты резко увеличить рентабельность перевозок. Машина получилась современной и при соблюдении правил эксплуатации окажется надежной и долговечной. К тому же дебютант имеет преимущество — доступную цену (около 200 тыс. USD) — по главным характеристикам и потребительским свойствам не уступая продвинутым западным аналогам.

* - один балл   * - пол балла

Фёдор КИРИЧУК

Дата публикации: 21.04.2009
Вернуться в Статьи
АвтоКрАЗ увеличил реализацию на 10,6% Транспорт для контейнера
Нормативно-правовая база | Органы власти | Для тех, кто в дороге | Отраслевые компании | Выставки | Автоновости |Статьи, Тест-драйв
Стиль, оформление, дизайн и содержание портала являются объектом авторского права и охраняются законами Украины. Перепечатка материалов и иное их использование допускаются при согласовании с администрацией проекта и размещении активной ссылки на портал. Нарушение этих условий влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Торговая марка АВТОПРОФИ зарегистрирована Агентством "Украинские торговые марки", Свидетпльство № 144698.