Партнёры

АВТОПРОФИ - издательский дом.

Реклама

 

Покупка автотранспорта

  • Самосвал

    10000 $
  • ЗАПЧАСТИ

    100 грн.
  • СКЛАДСКОЕ ОБ-Е, погрузчик складской

    10000 $
  • МИКРОАВТОБУСЫ, грузовой

    350 EURO
  • МИКРОАВТОБУСЫ, пассажирский
    Das Business die Karriere -
    Die Verkäufe der
    Autos, der Waren - Die
    Fachkräfte - IT,
    die
    3500 EURO

Продажа автотранспорта


  • АВТОСТЕКЛА

    29500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, дача

    133350 EURO

ТРАНСБИРЖА

АВТОТРАНСПОРТ

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Статьи и обзоры

ГлавнаяСтатьиПодручные строителей

Подручные строителей

В гамме спецтехники, выпускаемой производителями из СНГ (ХК "КРАЗ", РУП "МАЗ", ОАО "КАМАЗ" и "УРАЛ"), особое место занимают миксеры и специальные шасси под установку кузовных надстроек для перевозки наливных грузов. Сегодня мы познакомимся с новинками, выпущенными этими заводами в 2005 году.

Российский рынок по-прежнему является крупнейшим потребителем спецтехники, производимой в СНГ. Невзирая на появление подобных машин в модельных рядах белорусских, российских и украинских производителей, в России по-прежнему на каждом шагу возникает острая нужда в миксерах, особенно — малого и повышенного объемов (4—5 и 9—12 кубометров).

Дело в том, что широко распространенные мобильные бетоносмесители (объемом 4 и 7 куб. м) далеко не всегда подходят для решения вопросов, возникающих в странах СНГ, переживающих настоящий строительный бум. Например, при индивидуальном строительстве необходимость в больших объемах бетона возникает редко — малые объемы легче освоить, а заказ большого, но недогруженного миксера стоит дорого (иначе бетон засыхает, становится непригодным для дальнейшего использования и требует дополнительных затрат на утилизацию).

В то же время при промышленном или дорожном строительстве используемые за смену партии бетона в десятки раз превышают объемы, необходимые для возведения гаража, дачного дома или дворовых построек. Передвижной бетонный мини-завод по-прежнему "несколько дороговат", и хотя он может быть доставлен непосредственно к месту проведения широкого фронта работ, обеспечить его постоянно высокой загрузкой очень трудно, что усложняет окупаемость мини-завода.

А раз так, то в ближайшее время мобильные бетоносмесители будут пользоваться устойчивым спросом у строителей и у владельцев стационарных бетонных заводов, которые постепенно сосредоточивают этот вид техники под своей крышей, "отнимая" его у крупных грузовых автопарков.

10—12-кубовые миксеры, согласно ограничениям в дорожном законодательстве большинства стран СНГ (по осевой нагрузке на асфальтовое покрытие), могут быть установлены только на 2—3-осном полуприцепе (над этим сегодня успешно работает Шахтинский завод, а также несколько предприятий в России и Беларуси).

Кстати, в Кременчуге уже выпускаются прицеп и полуприцеп, которые могли бы послужить носителем 12-кубового миксера. То есть один автопоезд в одну ходку может перевезти 19, а то и 21 т бетона! Но подобных заказов пока мало (об этом мы поговорим в другой раз). Зато 9-кубовый бетоносмеситель можно поставить и на полуприцеп, и на 4-осный грузовик. Естественно, в последнем случае одиночное транспортное средство будет намного маневреннее автопоезда.

Посему вполне объяснимо желание и обещание "КамАЗа", "УралАЗа" и "МАЗа" наладить серийный выпуск этого вида спецтехники на своих машинах, и первенство в появлении на рынке нового 9-кубового мобильного миксера на 4-осном шасси КрАЗ оказалось очень кстати. Но и заклятые друзья-конкуренты не заставили себя долго ждать. На рынке появился целый выводок 8-кубовых 3- и 4-осных бетоносмесителей.

Однако серьезную конкуренцию КрАЗу может составить только пара машин, в т.ч. 4-осный МЗКТ СБ-234. Его колесная формула — 8х4, объем перевозимой бетонной смеси — 8 кубометров. Масса снаряженного автобетоносмесителя — 15,6 т, полная масса — 31,1 т. Максимальную скорость 60 км/ч автобетоносмесителю с полной массой обеспечивает дизельный двигатель ЯМЗ-8421.10 мощностью 360 л.с.

Информацию о технических характеристиках новинок (в сравнении с предшественниками и конкурентами) можно получить из сводной таблицы ТТХ, а пока хочу рассказать о том, о чем там не сказано. Украинский 4-осный автомобиль оборудован недавно освоенным в серийном производстве 9-кубовым миксером Tigarbo, выпускаемым в России по лицензии. Причем за рубежом миксер такого объема хорошо известен уже несколько лет.

Как и зарубежные аналоги, КрАЗ-Tigarbo предназначен для приема отдозированных компонентов бетонной смеси, приготовления ее в пути следования или непосредственно на месте укладки. Тип привода лицензионного смесительного барабана — гидромеханическая передача от трансмиссии шасси. До 20% подобной спецтехники от прочих российско-шведских, белорусско-немецких и чисто татарских производителей с постсоветского пространства несут на себе миксеры от Tigarbo.

Около 70% миксеров для рынков СНГ производят Пушкинский завод бетоносмесителей, ОАО "Туймазинский завод автобетоносмесителей "ТЗА" и "КОМЗ-экспорт", и 10% удерживают другие предприятия, в т.ч. ЗАО "Каменск-Шахтинский опытно-механический завод". Всего на постсоветском пространстве производится около дюжины моделей мобильных бетоносмесителей, которые устанавливаются на два десятка шасси.

При всей вынужденной схожести дизайна, главных элементов конструкций и собственно процесса, в котором они участвуют, бетоносмесители имеют существенные различия, а именно — два типа привода: во-первых, гидравлический или механический, а во-вторых, от автономного двигателя (установленного за кабиной и добавляющего шума) или от вала отбора мощности с трансмиссии. Наиболее экономичной, простой и надежной схемой считается механический привод от автономного двигателя.

Если миксер и емкость для воды оборудованы подогревом, то они могут работать при температуре окружающего воздуха до -30о С. Но добрая треть "бочек" этим достоинством не обладает, а подогрев бака с водой имеет в лучшем случае половина бетоносмесителей. Таким образом, в морозы ниже -5о С такие миксеры трудятся только на очень коротком плече или заняты на доставке готовой смеси.

Естественно, что из-за особенностей применяемых шасси (присущих только им) каждый из упомянутых миксеров имеет специфическую управляемость и другие потребительские свойства. Понятно, что короткобазные 2-осные 7-метровые МАЗы обладают лучшей маневренностью, что важно при работе в ограниченном пространстве.

Поскольку подобное качество необходимо редко, а за него приходится расплачиваться меньшим объемом перевозимой смеси (всего 4—5 кубометров), то большее распространение получили миксеры объемом 6—7 кубометров, устанавливаемые на 8,5—9,5-метровых 3-осных шасси. При промышленном строительстве, когда прокладываются достаточно широкие подъездные пути, гораздо более эффективны 8—9-кубометровые бетоносмесители на 4-осных шасси длиной 9,6—10,4 м.

При выборе новой спецтехники есть еще один важный момент. 3-осные миксеры (в отличие от 2-осных) не вызывают у водителей морской болезни, так как лишены осевой качки и в меньшей степени подвержены тряске на ухабах и валкости. Ведь бетоносмеситель — автомобиль с высоким центром тяжести. Посему и у производителей бетона, и у водителей, и у строителей в фаворе более производительные миксеры, установленные на 4-осных шасси.

Более того, при эксплуатации на размытых грунтовках в большинстве случаев 4-осники с колесной формулой 8х4 оказываются более маневренными, чем стандартные 3-осники (6х4 или 6х6). Разница в полной массе между ними невелика (машины с колесной формулой 6х6 даже несколько прожорливее и тяжелее тех, которые имеют колесную формулу 8х4), а наличие второй управляемой оси значительно улучшает контакт автомобиля с дорогой.

Есть, правда, настоящие лидеры экономичности и управляемости: миксеры на шасси с колесной формулой 6х2 и двумя управляемыми осями (передней и задней) имеют наименьшие расход топлива и радиус разворота. Но такие шасси очень дорого стоят и предназначены для эксплуатации только по благоустроенным дорогам с твердым покрытием. На грунтовках (особенно осенью, зимой и весной) они постоянно буксуют, а главное, не выдерживая нагрузок, рассыпаются буквально на глазах. Поэтому на постсоветском пространстве их не выпускают.

Мне удалось протестировать практически все миксеры, производимые в Беларуси, России и Украине. Свои впечатления от управления этим видом спецтехники я опишу в отдельных статьях, а пока коротко могу суммировать их в следующем рейтинге.
№ 1. КрАЗ-7133Р4 (8х4) с 9-кубовым миксером. Это, безусловно, самый прочный (из собратьев-бетоносмесителей) автомобиль, обладающий хорошими управляемостью и проходимостью, а также лучшей на сегодняшний день производительностью.

№ 2. КамАЗ 581451 (8х4) с 8-кубовым миксером. Простой, маневренный и достаточно практичный автомобиль.

№ 3. МАЗ (6х4) с 8,5-кубовым миксером. Этот автомобиль отличается не только просторной кабиной, но и хорошими проходимостью и производительностью. Его ближайший конкурент — КамАЗ-53228-1013-02 (6х4) с 8-кубовым миксером имеет кабину со спальником и более высокую стоимость (№ 6 условного рейтинга моих предпочтений).

№ 4. "Урал" (6х6) с 7-кубовым миксером. Недорогой и достаточно надежный полноприводный автомобиль, отличающийся прекрасной проходимостью. В этом плане у него только один конкурент — 7-кубовый бетоносмеситель на шасси полноприводного вездехода КрАЗ (№ 7 условного рейтинга). Оба эти автомобиля обладают выдающимися внедорожными качествами, широко используемыми при строительстве дорог и освоении Крайнего Севера и Дальнего Востока.

№ 5. МАЗ-533702 (4х2) с 4-кубовым миксером. Имея самую просторную (полуторную) кабину, 2-осный МАЗ обладает наилучшей маневренностью и самой низкой ценой.
Конечно, такая оценка несколько поверхностна и субъективна, но я и не претендую на озвучивание истины в последней инстанции.

Подход к выбору спецтехники в принципе не может быть объективным (кому-то нравится одна марка, кому-то — другая), но существует понятная и общая для всех точка соприкосновения нескольких важных свойств. К ним относятся производительность оборудования, экономичность эксплуатации, прочность конструкции шасси вообще и главных узлов и агрегатов в частности, обеспечивающие высокий ресурс транспортного средства. А главное — приемлемая цена за все эти удовольствия…

Вывод

Во-первых, по только что мною придуманному соотношению "цена новой машины — качество ее сборки — КПД оборудования — ресурс до капитального ремонта — ремонтопригодность и стоимость запчастей" импортной технике бороться с СНГэшниками сегодня значительно труднее, чем пять лет назад.

Поменяв поставщиков проблемных комплектующих и увеличив прочность и надежность главных узлов и агрегатов, наши грузовики стали безнадежно проигрывать иностранцам только в дизайне и комфорте кабин. В остальном — спецтехника из СНГ, медленно (но уверенно) дорожая, становится с каждым годом конкурентоспособнее.

Во-вторых, если на деньги, потраченные на приобретение одного импортного бетоносмесителя, можно купить два-три миксера на шасси КрАЗа или МАЗа, то многие не очень богатые потребители, желающие приобрести новую технику, так и сделают. Исключение — возможность купить за те же деньги сэконд-хэнд (б/у смеситель) такой же производительности, как и СНГэшный, но на 50—70 % выработавший свой ресурс, ремонт которого обойдется в 2—3 раза дороже. То есть у покупателя есть выбор…

Автор: Фёдор Киричук, газета "Автопрофи"

Дата публикации: 28.10.480
Вернуться в Статьи
Перевірили... Головавтотрансінспекцію Гибридная технология от Volvo Group
Нормативно-правовая база | Органы власти | Для тех, кто в дороге | Отраслевые компании | Выставки | Автоновости |Статьи, Тест-драйв
Стиль, оформление, дизайн и содержание портала являются объектом авторского права и охраняются законами Украины. Перепечатка материалов и иное их использование допускаются при согласовании с администрацией проекта и размещении активной ссылки на портал. Нарушение этих условий влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Торговая марка АВТОПРОФИ зарегистрирована Агентством "Украинские торговые марки", Свидетпльство № 144698.