Партнёры

АВТОПРОФИ - издательский дом.

Реклама

 

Покупка автотранспорта

  • Самосвал

    10000 $
  • ЗАПЧАСТИ

    100 грн.
  • СКЛАДСКОЕ ОБ-Е, погрузчик складской

    10000 $
  • МИКРОАВТОБУСЫ, грузовой

    350 EURO
  • МИКРОАВТОБУСЫ, пассажирский
    Das Business die Karriere -
    Die Verkäufe der
    Autos, der Waren - Die
    Fachkräfte - IT,
    die
    3500 EURO

Продажа автотранспорта


  • АВТОСТЕКЛА

    29500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, дача

    133350 EURO

ТРАНСБИРЖА

АВТОТРАНСПОРТ

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Статьи и обзоры

ГлавнаяСтатьиЭлектронные перспективы системы TIR

Электронные перспективы системы TIR

Активное использование системы "Т" новыми членами Евросоюза заставило руководство МСАТ задуматься о развитии системы МДП.

В конце февраля руководство АсМАП Украины пригласило всех членов ассоциации собраться в клубе киевской компании "РАПИД", чтобы поучаствовать в семинаре под названием "Упрощенные процедуры в существующей транзитной системе ЕС". Докладчиком на этом мероприятии выступила глава отдела Safe TIR IRU (выявление нарушений МДП) г-жа Андреа Граф Грубер.

Главная цель семинара — рассказать украинским перевозчикам об экспериментальном проекте МСАТ под названием NCTC-МДП. Но прежде чем представитель IRU ввела собравшихся в курс нового дела, она сделала небольшой экскурс в историю и провела сравнительный анализ двух ныне действующих транзитных систем "Т" и TIR. Насколько этот анализ объективен, судить тем, кто уже пользовался внутренней транзитной системой ЕС. Бесспорно одно — сделан этот анализ с глубоким пониманием всех проблем. А значит, может указать на подводные камни, которых сразу, может быть, и не разглядеть.

Чтобы сравнение транзитных систем выглядело более корректным, г-жа Андреа напомнила, что Международный союз автомобильного транспорта — это неправительственная организация, которая была основана в Женеве в 1948 году. Она представляет собой мировую отрасль автомобильного транспорта и насчитывает 178 членов в 68 странах на всех пяти континентах.

Со времени своего создания МСАТ внес существенный вклад в развитие и применение основных международных юридических инструментов. Это позволило, в частности, улучшить возможность пресечения границ; дорожное движение, его безопасность, дорожную инфраструктуру; социальное законодательство; эффективность и безопасность грузовых транспортных средств; перевозку опасных и других специальных грузов. Цель этой организации записана в ее уставе: "Задачей МСАТ должно стать содействие (в интересах общества в целом) развитию и процветанию во всех странах внутреннего и международного автомобильного транспорта…"

В системе

Торговля без систем транзита — это по сути столкновение с препятствиями при каждом пересечении границы. Использование транзитных систем дает участникам процесса ряд преимуществ: товары пересекают границы при минимальном вмешательстве; уменьшаются расходы на транзит; нет необходимости в депозите гарантий на каждой таможне въезда; система контроля стандартизирована, документация упрощена.

Не лишены привлекательности транзитные системы и для таможенных органов. Они заключаются в гарантии уплаты таможенных пошлин и сборов; нет необходимости в физическом контроле транзитных грузов. Транзитные системы упрощают контроль и документацию. Что же касается самой торговли, то транзитные системы, безусловно, способствуют ее развитию, уменьшают расходы на перевозку, а использование стандартных систем контроля упрощает транзитные операции.

Система МДП является основой Конвенции МДП. Она создана в 1959 г. под эгидой ЕЭК ООН. Используемая ныне Конвенция МДП вступила в силу в 1975 г. Действие системы международного транзита товаров МДП распространяется на грузы полностью или частично перевозимые автомобильным транспортом. Это единственная транзитная система, применяемая во всем мире. Каждый день в мире осуществляется более 10 000 операций МДП. А значит, выдается гарантий на сумму свыше $500 млн. В 2005 году систему МДП использовали в 55 странах.

"Принимая решение использовать гарантии других финансовых учреждений или экспедиторов, перевозчики не освобождаются от ответственности перед таможенными органами"

Сегодня в системе МДП различают три вида международного таможенного транзита:

  • от внутренней таможни до таможни выезда — транзит из страны;
  • от таможни въезда до таможни выезда — транзит через страну или проходной;
  • от таможни въезда до внутренней таможни — транзит в страну.

При всех этих видах транзита используется один единственный документ — книжка МДП. Книжка МДП служит таможенной декларацией, а также доказательством таможенного покрытия. Но процедуру МДП нельзя использовать в том случае, если при перевозке груза не пересекается хотя бы одна граница. Кроме того, страна, где начинается перевозка, должна быть страной-участницей Конвенции МДП. Все страны ЕС являются странами-участницами этой конвенции, хотя и воспринимаются как единая таможенная территория. Поэтому перевозка внутри ЕС без пересечения внешней границы воспринимается как внутренний транзит и происходит без процедуры МДП.

Книжка МДП может быть использована при перевозках товаров:

  • начинающихся или оканчивающихся в ЕС — с операцией МДП вне ЕС;
  • если часть товаров, предназначенная для таможенной территории ЕС, перевозится вместе с другими товарами, предназначенными к разгрузке вне ЕС;
  • осуществляемых, между двумя точками внутри ЕС через территорию третьей страны.

Транзит сообщества

Система транзита сообщества — Коммунитарная система "Т" была создана в 1969 г. в рамках европейского законодательства. С 1993 года она основывается на Европейском таможенном кодексе (ЕС Reg/ 2913/92 & 2454/93) и используется для перевозок внутри стран ЕС. На практике коммунитарная система применяется и тогда, когда перевозка начинается или заканчивается за пределами ЕС. В этой ситуации перевозка по территории ЕС проходит по Коммунитарной системе, а другая ее часть — с использованием, например, национальной системы.

Кроме того сегодня в Европе действует система так называемого Общего транзита. Эта система используется в случаях, когда товар из стран ЕС нужно экспортировать в одну из соседних с ним стран, входящих в Европейскую ассоциацию свободной торговли — EFTA. Членами этой ассоциации сегодня являются Швейцария, Исландия, Норвегия и Лихтенштейн. (Система Общего транзита применяется и в случае импорта или провоза через страны EFTA.)

Перевозки, которые заканчиваются или начинаются за пределами Европейского Союза, могут проходить по системе МДП. Около 22% перевозок по системе МДП украинские перевозчики осуществляют в Евросоюз. Причем большая часть этих перевозок осуществляется в Германию, Италию и Польшу. Хотя на самом деле, считает г-жа Грубер, грузоперевозок, из Украины в ЕС гораздо больше, но они покрываются системой Коммунитарного транзита. Активное развитие система "Т" в последнее время вызывает серьезную обеспокоенность у международных организаций, в обязанность которых входит поддержание стабильности международных перевозок. А все от того что, по словам представительницы IRU, "использование системы "Т" имеет негативные последствия для этого вида автомобильных перевозок. Кроме того, система "Т" не предлагает транспортным операторам так много преимуществ, которые предлагает система МДП. Особенно это относится к средним и малым предприятиям. Система "Т" более выгодна таможенным брокерам и экспедиторам нежели перевозчикам. И это не просто совпадение, что каждый раз при расширении Европейского Союза инициатива применения Коммунитарной системы и системы Общего транзита исходит от брокеров экспедиторов.

Жизнь без МДП

Оборотная сторона медали, или как преимущества превращаются в недостатки. Примерно такими словами можно охарактеризовать выводы, сделанные представителем штаб-квартиры IRU из строгого анализа конкурирующей Коммунитарной транзитной системы. Суть этого анализа сводится к следующему.

Применение системы "Т" так же, как и системы МДП предусматривает использование финансовой гарантии. А чтобы тот или иной финансовый институт (в данном случае — банк или страховая компания) могли стать гарантом, они должны быть уполномочены на это важное дело соответствующей таможней и принадлежать стране-участнице ЕС. Срок полномочий должен соответствовать времени внесения гарантии.

Существуют два вида гарантий: индивидуальная и всеобъемлющая. Первая — предоставляет покрытие только для одной перевозки и должна покрывать весь таможенный долг, который возникает. Таможенный долг рассчитывается по максимальной ставке, которая применима к конкретному виду товара в стране отправления.

Индивидуальная гарантия должна предоставляться в таможне места отправления посредством денежного депозита или в виде ваучера с гарантией полной ставки. Гарантия по полной ставке предоставляет гарантию на всей территории Европейского Союза плюс еще одна страна, которая присоединилась к конвенции Общего транзита. Такой ваучер приобретается у гаранта и может быть использован только один раз. Каждый ваучер покрывает 7000 евро. То есть для одной перевозки может потребоваться не один такой ваучер. Кроме того, в последнее время в ЕС все больше склоняются к тому, чтобы вообще отказаться от индивидуальных гарантий.

Всеобъемлющее покрытие представляет гарантия, рассчитанная на несколько перевозок в течение определенного промежутка времени. Операция обеспечивает покрытие по таможенным платежам и пошлинам, которые могут возникнуть на протяжении определенного периода, например, одной недели. Период рассчитывается на основании уже осуществленных и наперед запланированных операций.

На основании этих расчетов выводится максимальная сумма, которая называется справочной. Ее нельзя превысить без принятия на себя дополнительных обязательств. Банк или другое финансовое учреждение может потребовать повысить эту справочную сумму в случае изменения требований к таможенным платежам и пошлинам. Размер справочной суммы по всеобъемлющей гарантии пересматривается регулярно.

Причем происходит это не реже одного раза в год. Размер депозита может меняться не только в сторону увеличения, но и в сторону уменьшения. Он может быть снижен в случае стабильного финансового состояния компании, отсутствия таможенных нарушений и большого объема перевозок по Коммунитарной системе. Уменьшение может составить порядка 50%.

Теоретически возможен и полный отказ от финансовых гарантий, но на практике даже самые надежные транспортные операторы должны вносить не менее 50% от справочной суммы. При этом процент снижения справочной суммы никоим образом не влияет на размер обязательств перевозчика. Он будет обязан оплатить в полном объеме таможенные платежи и пошлины, если будет обнаружено какое-либо нарушение.

Такая организация системы гарантий предоставляет больше преимуществ крупным компаниям. Поэтому небольшие предприятия предпочитают обращаться за помощью либо к крупным компаниям, либо к таможенным брокерам или экспедиторам за гарантией.

Коммерческая тайна

Систематическое обращение перевозчика к экспедиторам имеет ряд последствий. Прежде всего — это необходимость предоставлять посредникам конфиденциальную информацию. Когда перевозчик пересекает границу Евросоюза, он платит за гарантию и за пакет необходимых документов. Получая этот пакет документов, перевозчик должен сообщить всю необходимую информацию о типе груза и сведения о клиенте, которые впоследствии могут быть использованы третьей стороной, и клиента попросту переманят.

А длительное использование системы "Т" в результате может привести к тому, что перевозчик шаг за шагом будет передавать свой бизнес третьим лицам. В итоге он рискует превратиться в простого субподрядчика-экспедитора, который подает таможенную декларацию на границе.

Обманчивая легкость

Дешевизна и простота Коммуникативной системы, по мнению г-жи Андреа Грубер, обманчива. На деле компания может понести серьезные финансовые потери. Когда перевозчик превращается в субподрядчика, он практически должен выполнять инструкции третьих лиц. Поступая таким образом, транспортные операторы теряют свою независимость, а также возможность рассчитывать и регламентировать свои транспортные расходы. По сути, они позволяют третьим лицам диктовать ставки на рынке перевозок и вовлекаются в невыгодную для себя среду, где обязаны платить третьей стороне за предоставленные ею гарантии.

При этом третья сторона не несет никаких дополнительных потерь и расходов, а перевозчик лишается возможности просчитывать размер ставки за перевозку туда и обратно. Перевозчики должны учитывать, что принимая решение использовать гарантии других финансовых учреждений или экспедиторов, они не освобождаются от ответственности перед таможенными органами. Они полностью несут ответственность за перевозку груза, но не получают вознаграждения за свой риск. Именно на них, как на субподрядчике, лежит весь таможенный риск, но без вознаграждения, гарантийного покрытия, страховки или содействия.

В отличие от системы "Т", система МДП предполагает одну общую гарантию, которую можно сравнить со всеобъемлющей гарантией или гарантией по полной ставке системы "Т". Являясь таможенным декларантом, он несет ответственность за всю сумму таможенных платежей. То есть в данном случае перевозчик — это то ответственное лицо, которое контролирует коммерческие, финансовые и таможенные аспекты перевозки. Держатель книжки МДП остается хозяином услуг, которые может предложить клиенту. А значит, вправе претендовать на вознаграждение за риск, который он берет перед таможенными органами.

То есть держатель книжки МДП может получать дополнительные преимущества, используя международную систему гарантий. Имеются в виду национальные ассоциации МСАТ и система контроля за завершением операции МДП. Кроме того, однажды получив доступ к системе МДП, перевозчик может пользоваться ее преимуществами во всех странах, являющихся участниками этой конвенции. Отсюда вывод:

  • при использовании системы МДП перевозчики сохраняют независимость;
  • расходы по перевозке остаются разумными;
  • перевозчики остаются полноправными действующими лицами на рынке услуг.

"Держатель книжки МДП остается хозяином услуг, которые может предложить клиенту. А значит, вправе претендовать на вознаграждение за риск, который он берет перед таможенными органами"

Человеческий фактор

Когда перевозка по системе "Т" завершается, таможня места назначения отправляет электронное сообщение в таможню места отправления о завершении перевозки. Эта переписка происходит в рамках новой компьютеризированной транзитной системы NCTS (децентрализованная система, состоящая из национальных систем). Следствием такой организации является наличие технических ошибок.

По последним статистическим данным в некоторых странах ЕС около 5% всех операций оформляются с ошибками со стороны таможенных органов. Простые механические оговорки ложатся тяжелым бременем на перевозчика. Он может попасть под процедуру изъятия банковской гарантии по причинам, которые полностью не зависят от него. Помимо этого, подобные ошибки отвлекают таможенников от поиска настоящих правонарушителей.

"Главная идея нового проекта — облегчить жизни транспортных операторов и дать им инструмент, с помощью которого они заблаговременно смогли бы передавать информацию о перевозке"

Сегодня разработан экспериментальный проект электронной системы передачи информации в рамках системы МДП, аналогичный системе NCTS. Новая система, разработанная МСАТ, называется Safe TIR. Она аналогична системе NCTS и является системой электронного контроля за завершением операции МДП. Она помогает повысить надежность системы МДП, т.к. информация о завершении процедуры МДП будет предоставляться только на основании данных, переданных таможенными органами. Это хороший инструмент управления рисками.

Благодаря тому, что МДП — это централизованная система, которая имеет тесные контакты с таможенными органами, у национальных отделений МСАТ есть возможность предпринять какие-либо меры в случае отсутствия подтверждения. В данном случае бумажное исполнение книжки МДП — это тоже положительный момент. Благодаря ему у перевозчика есть еще одна возможность в случае каких-либо недоразумений подтвердить правильность завершения операции. Т.е. пользователь книжки может подтвердить завершение операции физически — посредством книжки МДП и с помощью сообщения системы Safe TIR.

Транспортники для транспортников

Сегодня сотрудники IRU активно сотрудничают с Европейской комиссией и таможенными органами ЕС с тем, чтобы проложить мостик между NCTS и МДП. В настоящее время они внедряют пилотный проект под названием NCTS/МДП. Очень важно, что этот проект разработан транспортной отраслью для транспортной отрасли. Его основные задачи:

  • разрешить отправления "зеленых" ваучеров в Европейском Союзе;
  • свести к минимуму действия таможен по вводу данных МДП в NCTS, сокращая таким образом время ожидания на границах;
  • сохранить для перевозчиков, использующих книжки МДП в качестве таможенной декларации, имеющиеся преимущества;
  • позволить держателю книжки МДП действовать без вмешательства третьих лиц и дополнительных затрат;
  • обеспечить необходимую защиту данных при государственном/частном сотрудничестве;
  • привести данные в соответствие с требованиями, предусмотренными модернизированным Таможенным кодексом ЕС (безопасность и углубленная информация о перевозке).

Главная идея этого проекта состоит в передаче информации заранее, чтобы у компьютеров было время ее обработать. Когда перевозчик приезжает на внешнюю границу ЕС, его первая реакция — обратиться к таможенному инспектору с тем, чтобы он перенес необходимую информацию из книжки МДП в систему. Помимо инспектора перевозчик может обратиться и к третьему лицу, которое поможет ему осуществить перевод информации в электронную форму.

Но такое обращение носит исключительно добровольный характер. Сейчас разрабатывается механизм, который позволил бы держателю книжки МДП вводить нужную информацию и не нести при этом каких-либо дополнительных расходов.

Необходимое программное обеспечение сейчас разрабатывается в МСАТ. По словам г-жи Андреа Грубер, идея компьютеризации процедуры МДП состоит не в том, чтобы придумать что-то новое, а в том, чтобы развить уже наработанное, облегчить жизнь транспортных операторов, дать им инструмент, с помощью которого они загодя смогут передавать информацию о перевозке. Т.е. чтобы перевозчики имели возможность передавать предварительную информацию еще до начала перевозки.

Бумажные носители не отменяются

При разработке этого проекта использовался таможенный опыт стран ЕС. Сегодня он проходит испытания в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии и Словении. В ближайших планах IRU привлечь к его внедрению Россию, Беларусь, Украину, Румынию, Болгарию и Грецию.

Вся необходимая информация будет передаваться по Интернету. Как это выглядит и какие графы нужно будет заполнять, уже сегодня можно посмотреть по адресу www.iru.org/tirncts. Правда, система пока не работает. Когда же она начнет действовать, держателю книжки МДП будет выдан пароль и логин. Информация каждой страницы Интернета будет показана на английском, французском и русском языках.

Когда перевозчик получит книжку МДП, то для того, чтобы передать информацию заранее, т.е. начать процедуру декларирования, он должен будет ввести идентификационный код держателя, номер книжки МДП, которая находится у него на руках, и срок ее действия. Эта информация будет сверена с базой данных МСАТ. Если все совпадает, то держатель книжки получает доступ к системе.

После этого необходимо будет внести информацию, которая находится в книжке МДП, и отправить ее в адрес таможни на границе ЕС, которая будет пересекаться первой. И хотя с помощью электронного сообщения таможни получат все данные, содержащиеся в книжке МДП, оно не заменяет саму книжку, которую все равно нужно будет подать к оформлению.

Такая схема, по мнению представителя МСАТ, выглядит значительно проще, чем соединение двух систем гарантий — национальной и европейской "Т". Использование NCTS-МДП дает возможность использовать систему МДП до пересечения границы, на границе таможня сверяет электронную информацию с данными книжки МДП, и затем перевозчик может завершить транспортировку груза до конечного пункта назначения, используя одну гарантию и один таможенный режим.

Естественно, что после всего услышанного, у перевозчиков возникло много вопросов к докладчику. Например, как эта система будет интегрирована в действующее таможенное законодательство Украины, насколько система Интернет способна защитить информацию о грузе, действительно ли предлагаемое новшество сможет защитить международника от посредников в момент внесения информации в электронную систему и т.д.?

Думается, что на все эти вопросы представителям штаб-квартиры IRU еще предстоит ответить, поскольку вариант развития системы МДП, который озвучила г-жа Грубер, не является окончательным. Вполне возможно, что жизнь внесет свои коррективы. Однако таможни тех стран, где пилотный проект проходит "обкатку", восприняли его положительно. Как бы там ни было, но поиски новых инструментов, облегчающих жизнь, и появление альтернатив должны быть только на руку перевозчикам.

Автор: Жанна Торчинская, газета "Автопрофи"

Дата публикации: 20.05.2006
Вернуться в Статьи
До Молдови з Interbusом Китай — в пассажирские массы
Нормативно-правовая база | Органы власти | Для тех, кто в дороге | Отраслевые компании | Выставки | Автоновости |Статьи, Тест-драйв
Стиль, оформление, дизайн и содержание портала являются объектом авторского права и охраняются законами Украины. Перепечатка материалов и иное их использование допускаются при согласовании с администрацией проекта и размещении активной ссылки на портал. Нарушение этих условий влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Торговая марка АВТОПРОФИ зарегистрирована Агентством "Украинские торговые марки", Свидетпльство № 144698.