Партнёры

АВТОПРОФИ - издательский дом.

Реклама

 

Покупка автотранспорта

  • Самосвал

    10000 $
  • ЗАПЧАСТИ

    100 грн.
  • СКЛАДСКОЕ ОБ-Е, погрузчик складской

    10000 $
  • МИКРОАВТОБУСЫ, грузовой

    350 EURO
  • МИКРОАВТОБУСЫ, пассажирский
    Das Business die Karriere -
    Die Verkäufe der
    Autos, der Waren - Die
    Fachkräfte - IT,
    die
    3500 EURO

Продажа автотранспорта


  • АВТОСТЕКЛА

    29500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, дача

    133350 EURO

ТРАНСБИРЖА

АВТОТРАНСПОРТ

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Статьи и обзоры

ГлавнаяСтатьиЗа что боролись...

За что боролись...

Закон "Об автомобильном транспорте" был принят Верховной Радой во втором чтении 26 декабря. За него проголосовал 291 депутат

Как заявил представивший законопроект в ВР председатель подкомитета комитета по вопросам строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и связи Орест Климпуш, в него были заложены "основы усовершенствования государственного регулирования в сфере автомобильного транспорта с целью создания цивилизованного рынка транспортных услуг, обеспечения конкурентоспособности отечественных перевозчиков и увеличения ними части международных перевозок пассажиров, грузов, а также снижения аварийности".

Напомним, что законопроект был принят в первом чтении 17 июня прошлого года. После чего от народных депутатов поступило более 700 предложений, из которых учтено 71% (то есть 500 замечаний — хорошее качество подготовки проекта!), остальные отклонены.

Как считает г-н Климпуш, по сравнению с редакцией проекта закона, принятого в первом чтении, в него внесены изменения, отвечающие требованиям законодательства Европейского Союза и значительно улучшающие механизм государственного регулирования в сфере деятельности автомобильного транспорта. Можно предположить, что разработчики раньше не были знакомы с соответствующим законодательством Евросоюза, и эти требования появились только вчера.

В законе сформулированы правовые нормы относительно государственного контроля деятельности "нелегальных" перевозчиков, которые предоставляют услуги по перевозке пассажиров и грузов без лицензии, работают на постоянных автобусных маршрутах без участия в конкурсе и заключения договоров с заказчиками

"По новой организационной и правовой формам строится контроль технического состояния транспортных средств, который будут проводить сертифицированные субъекты хозяйствования, уполномоченные для этой работы в порядке, определенном Кабмином, — сказал Орест Климпуш. — Регистрация транспортных средств остается за Министерством внутренних дел.

Изменены подходы к лицензированию деятельности перевозчиков пассажиров, введены нормы, направленные на обновление подвижного состава, улучшения безопасности, качества перевозок. Значительно упрощена система допуска перевозчиков на рынок услуг такси. Учтены требования таксистов, касающиеся в частности более толерантного учета их проблем".

Все довольны и счастливы

Итак, ВР приняла закон "Об автомобильном транспорте", поскольку депутаты сочли, что он в состоянии решить большинство проблем, которые на сегодняшний день накопились в области автомобильного транспорта. Перевозчики тоже довольны: вступление в силу нового закона поможет навести порядок в борьбе с нелегалами.

"Если говорить о тех дополнениях, которые внесены в закон, то, как бы мы его ни критиковали, благодаря ему сделан шаг вперед, — подчеркнул президент ассоциации "Львовпассажиртранс" Богдан Лобода. — Те определения, которых не было в предыдущем законе, конкретизированы не только для перевозчиков, но и для контролирующих и других органов.

Сейчас проще разобраться, каким должен быть транспорт, что вкладывается в такие понятия, как перевозчик, остановка, автостанция и прочие. Конечно, этот закон запоздал, потому что задачи, стоящие перед автомобилистами в нашей стране, "бегут впереди него". Но я думаю, что этот процесс — постоянный, и мы будем работать". "Как считает г-н Климпуш, закон улучшает механизм государственного регулирования в сфере автомобильного транспорта"

Один из авторов закона — директор ГосавтотрансНИИпроекта Анатолий Редзюк тоже считает его принятие серьезным шагом вперед, поскольку действующий закон был рамочным, декларативным. Нынешний же включает значительное количество своих собственных внутренних норм, для которых даже не нужны подзаконные акты.

"Я вижу большое преимущество нового закона в том, что он определяет права и обязанности перевозчиков, заказчиков, государства и соответствующие меры, которые следует предпринимать при невыполнении этих условий, — сказал г-н Редзюк. — Раньше закон распространялся только на законопослушных перевозчиков, нелегалов же нельзя было наказывать.

Теперь справедливость восстановлена: нелегалы будут отвечать за свои нарушения (отсутствие документов, разрешений, лицензий и пр.). Будет сделан большой шаг вперед и в области обновления подвижного состава, в первую очередь автобусов. (Правда, непонятно, как это поможет перевозчикам приобретать эти автобусы, ведь денег у них не прибавится. — Авт.)

Многое предусмотрено в законе и для международных перевозчиков, конкретизированы требования для вхождения в этот рынок. 60—70% статей в законе касаются безопасности. Хотел бы напомнить, что в первом чтении закон был принят 298 голосами депутатов, во втором — 291, то есть конституционным большинством.

Причем этот законопроект, как никакой другой, широко обсуждался общественностью, специалистами, соответствующими ассоциациями. Я рад, что наступило время, когда сами перевозчики хотят навести порядок в своем хозяйстве. Закон в основном направлен на то, чтобы на этом рынке появились нормальные условия для ведения бизнеса".

Но счастье было так недолго…

Однако рано радовались перевозчики и все остальные, кого этот закон касается: президент Украины Виктор Ющенко не подписал его и вернул в ВР для повторного рассмотрения, ибо нашел в нем противоречия, а также нестыковки некоторых его положений с Конституцией Украины.

Данный закон, считает президент, создает условия для ухудшения регуляторного климата в государстве, дополнительного административного давления на предпринимателей, а также злоупотреблений со стороны должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления (немного казенно, но без этого не обойтись, поскольку так велит язык закона).

Вопреки ст. 6, 19, 116 и 120 Конституции Украины (которыми предусмотрено, что государственная власть в Украине делится на законодательную, исполнительную и судовую, создание министерств и других центральных органов исполнительной власти отнесено к полномочиям Кабинета Министров, а законами определяются только полномочия центральных органов исполнительной власти), ст. 6 закона "Об автомобильном транспорте" предусмотрено функционирование (помимо центрального органа исполнительной власти по вопросам автомобильного транспорта) еще двух правительственных органов государственного управления, один из которых будет регулировать, а другой контролировать работу транспорта.

При этом полномочия по выдаче лицензий на право осуществления соответствующей хозяйственной деятельности предоставляются органу, занимающемуся вопросами контроля. Президент отметил, что сосредоточение регуляторных и контролирующих функций в одном и том же органе (и к тому же с недостаточно четким регламентированием порядка осуществления контроля в важной для экономики и безопасности людей сфере) не отвечает принципам государственной политики, определенным законом Украины "О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности".

Кроме того, данный правительственный орган не занимается непосредственно государственным контролем, а лишь обеспечивает его осуществление. То есть таким образом создается возможность передачи функций контроля другому органу, предприятию, учреждению или организации, с чем нельзя согласиться.

В третьей части закона говорится, что государственное регулирование и контроль за деятельностью автомобильного транспорта должны осуществлять не только органы государственной власти, но и органы местного самоуправления, а также соответствующие предприятия, учреждения и организации. При этом законом не определяется, каким образом органы местного самоуправления должны осуществлять такие полномочия.

Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям права заниматься государственным регулированием и контролем деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, является неприемлемым, уверен Виктор Ющенко.

Часть 3 ст. 7 закона закрепляет за заказчиком пассажирских перевозок возможность предусматривать право перевозчика привлекать для работы на автобусных маршрутах перевозчиков, имеющих лицензию на данный вид услуг и автобусы, отвечающие условиям конкурса.

Такая норма, по мнению президента, ставит под сомнение необходимость проведения конкурса на перевозку пассажиров на автобусных маршрутах общего назначения и создает условия для злоупотреблений и коррупции.

Учитывая, что недостатки закона могут негативно повлиять на законодательное регулирование сферы автомобильного транспорта, развитие предпринимательской деятельности, обеспечение безопасности людей, будут препятствовать обеспечению внедрения принципиально новых подходов к решению действительно актуальных проблем, президент предлагает отменить принятый закон и после всестороннего дополнительного изучения ситуации (с учетом его замечаний) подготовить новый законопроект. "Президент Украины нашел в законе противоречия, а также нестыковки некоторых его положений с Конституцией Украины"

Иными словами, все, что авторы законопроекта и перевозчики хотели изменить в старом законе, подлежит изъятию. Госавтотрансинспекция не будет иметь права наказывать нелегалов, ТО будет, как и прежде, проводить ГАИ. Т.е. все вернется "на круги своя". Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Получается, что не только перевозчики и авторы закона — специалисты высокого класса, а также остальные организации, которые участвовали в создании нового закона, но и депутаты-законотворцы не в полной мере знакомы с существующим в Украине законодательством. Одним словом, опростоволосились, поскольку внесенные в закон изменения, отвечающие требованиям законодательства Европейского Союза, оказывается, не стыкуются с украинским законодательством.

Итак, все в "ступоре". Есть ли выход из создавшейся ситуации? Президент ВААП Виталий Рева видит его в том, чтобы с обращением от общественных организаций (подписанным ВААП, АсМАП, профсоюзом и союзом работодателей) ознакомить каждую фракцию ВР, убеждать их в необходимости принятия закона, чтобы большинством голосов в ВР преодолеть вето президента Украины. Иначе, как убежден Виталий Рева, автомобильная отрасль опять окажется в тупике. Так что остается надеяться только на здравомыслие депутатов.

Но, возможно, это не единственное решение, которое может привести к урегулированию данной проблемы. Новый закон, конечно, не идеален, и, быть может, стоит еще потрудиться над ним. Дольше терпели. А пока всей автомобильной отрасли придется работать в соответствии с давно устаревшим законом.

Автор: Ирина Тушканова, autoprofi.ua

Дата публикации: 10.01.2006
Вернуться в Статьи
Дорожні служби на варті Антимонопольный комитет в действии
Нормативно-правовая база | Органы власти | Для тех, кто в дороге | Отраслевые компании | Выставки | Автоновости |Статьи, Тест-драйв
Стиль, оформление, дизайн и содержание портала являются объектом авторского права и охраняются законами Украины. Перепечатка материалов и иное их использование допускаются при согласовании с администрацией проекта и размещении активной ссылки на портал. Нарушение этих условий влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Торговая марка АВТОПРОФИ зарегистрирована Агентством "Украинские торговые марки", Свидетпльство № 144698.