Партнёры

АВТОПРОФИ - издательский дом.

Реклама

 

Покупка автотранспорта

  • Самосвал

    10000 $
  • ЗАПЧАСТИ

    100 грн.
  • СКЛАДСКОЕ ОБ-Е, погрузчик складской

    10000 $
  • МИКРОАВТОБУСЫ, грузовой

    350 EURO
  • МИКРОАВТОБУСЫ, пассажирский
    Das Business die Karriere -
    Die Verkäufe der
    Autos, der Waren - Die
    Fachkräfte - IT,
    die
    3500 EURO

Продажа автотранспорта


  • АВТОСТЕКЛА

    29500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, дача

    133350 EURO

ТРАНСБИРЖА

АВТОТРАНСПОРТ

ТРУДОУСТРОЙСТВО

ГлавнаяНовостивсе новости
 

Новая Евроазиатская автотранспортная инициатива

2011-07-04 16:08

Итоги второй фазы (первая стартовала  три года назад) проекта IRU «Новая Евроазиатская автотранспортная инициатива»  (NELTI) подтвердили многобещающие перспективы расширения торговли, международных автомобильных перевозок между Европой и Азией. В докладе IRU NELTI говорится, что правительства и финансовые организации должны теперь в первую очередь заняться устранением процедурных препятствий для ввода в действие существующих многосторонних документов ООН по упрощению автоперевозок и расширению вспомогательных автодорожных служб для развития торговли между Азией и Европой с использованием международного автотранспорта.

        Итоги подводились в Тбилиси на 6-й Евроазиатской конференции IRU по автомобильному транспорту, в которой принимала участие и украинская делегация во главе с президентом АсМАП Украины Леонидом Костюченко. Анализ показал, что автомобильные связи между Европой и Азией экономически привлекательны и являються жизнеспособной альтернативой традиционным морским торговым маршрутам. Отмечалось, что сейчас для реализации значительного потенциала  таких международных автотранспортных потоков необходимо устранить оставшиеся препятствия на границах и  ускорить развитие  дорожной  инфраструктуры.

        Задачей IRU NELTI было провести в течение двух лет мониторинг регулярных коммерческих доставок грузов, осуществляемых автотранспортными компаниями из 13 стран (без учета государств Евросоюза), включая Украину,  и охватывающие 18 государств, через которые проходят 5 маршрутов НЕЛТИ (Северный, Центральный – Южный, Афганский и Китайский).

        Средняя скорость перевозки товаров по маршрутам НЕЛТИ-2 составила 18,4 км/час, что примерно равно 450 км в день. Объяснением такой относительно низкой скорости является многочисленные остановки в пути следования, как оправданные (заправка топливом, еда, отдых и соблюдение  правил дорожного движения), так и необоснованные (время ожидания на границах, массовые проверки транспортных средств и груза, таможенное оформление и пр.).

        Однако анализ данных дневников водителей показал, что время простоя на границах проводит к потере 280 км, которые водитель не проезжает, что конкретно означает, что 40% всего времени на перевозку по маршрутам Шелкового Пути теряется на границах вследствие  процедур их пересечения, что препятствует росту торговли на всей территории Евроазиатского континента. Кроме того, 32% всех транспортных расходов приходится на неофициальные выплаты и сборы, которые перевозчики платят по пути и в пунктах пересечения границ (таможенникам, дорожной автоинспекции и др.).

        Заместитель генерального секретаря и глава постоянного представительства IRU в регионе Евразия Игорь Рунов отметил: «Совершенствование процедур пересечения границ путем ратификации и строгого выполнения ключевых многосторонних инструментов ООН по упрощению торговли и передвижению автомобильного транспорта, а именно Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах и Конвенции TIR, а также использование разработанных IRU  Интернет - приложений, таких как IRU TIR-EPD, SafeTIR и  BWTO, помогут значительно сократить время и расходы на международные автомобильные перевозки, что приведет к еще большей конкурентоспособности международных автомобильных перевозок на маршрутах IRU NELTI.

        Вторая фаза  НЕЛТИ позволила подготовить проект «Дорожной карты» ( ее подготовили Институт исследования транспортных проблем NEA (Нидерланды) и IRU), в которой представлены выявленные проблемы, а также меры, которые необходимо принять для сокращения времени и стоимости международных автоперевозок на Евразийском континенте.

        «Мы уверены, - сказал генеральный секретарь IRU Мартин Марми, - что реализация «Дорожной карты» лицами, принимающими решения на национальном и международном уровнях, значительно облегчит международные автомобильные перевозки и, следовательно, торговлю между Европой и Азией. Она также будет способствовать дальнейшему повышению эффективности и конкурентоспособности автотранспортной отрасли на направлении Восток-Запад и поможет интегрировать не автотранспо, прежде всего, различные национальные экономики.

        Действительно, две трети населения Земли проживает в Азии, работает, производит товары и торгует с остальным миром – в основном посредством морского транспорта. Однако только международный автотранспорт, который предоставляет    уникальные гибкие услуги по доставке грузов «от двери до двери», способны объединить все местные, национальные и региональные бизнесы, расположенные на территории Евразии, с основными мировыми рынками.

        Для международного автотранспорта не существует такого понятия как страны, не имеющие выхода к морю. Возрождение Шелкового пути, на долю котрого сейчас приходится всего 1%  евроазиатской торговки, не только предлагает альтернативу перевозкам грузов из Азии в Европу и в обратном направлении, но  в первую очередь способствует экономическому и социальному развитию, политической стабильности и в конечном итоге несет прогресс и процветание всем странам, расположенным вдоль различных маршрутов Шелкового пути.

        Имено с этой целью IRU за последние 10 лет осуществил несколько проектов и успешно реализовал пилотный автокараван для мониторинга, сбора и анализа данных об имеющихся препятствиях и нефизических барьерах в области международных автоперевозок на территории Евразии. Эта важная научная работа дает возможность нам предоставлять уникальные точные и надежные рекомендации всем заинтересованным сторонам, чье решение и деятельность могут оказать позитивное влияние на эффективное возрождение международным автотранспортом Шелкового пути».

 

За счет чего может расти торговля?

 

        По оценкам ВТО, международная торговля, испытав в 2009г. самый масштабный после второй мировой войны спад, составивший 12%, начала постепенно восстанавливаться. В 2010г. восстановительный рост торговли составил 14,5% по сравнению с 2009 г. Подъем происходил на фоне роста мировой экономики на 3,6%. В 2010-2011 годах динамика экспортно-импортных операций была более активной по сравнению со средним показателем за 2006-2008 гг.

        Одним из факторов, способствующих росту международной торговли в 2010 году и в начале нынешнего, стало дальнейшее развитие логистических цепочек поставок, благодаря которым товары в ходе производственного процесса несколько раз пересекают границу, что увеличивает торговые потоки.

        В то же время возврата к прежней докризисной тенденции экстенсивного роста мировой экономики и торговли не произошло и это  не позволяет говорить о том, что глобальный экономический кризис остался позади. Он серьезно сказался и на рынке международных автоперевозок в Евро-Азиатском регионе. Снизился спрос на товары, традиционно перевозимые по автодорогам, увеличился простой парка  автотранспортных средств, усложнились условия кредитования, начали расти убытки, просроченная задолженность по кредитным линиям, лизинговым платежам и т. д. Объемы перевозок знизились практически на всех направлениях.

         Но несмотря на сложные экономические условия и риски, перевозки в рамках второй фазы проекта НЕЛТИ осуществлялись успешно и имеют неплохой потенциал роста.

        Среди важнейших событий, которые оказали влияние на развитие евроазиатских автомобильных автоперевозок в рамках проекта, или могут серьезно повлиять на нее в ближайшем будущем, можно отметить введение в действие в 2010 году многосторонней  разрешительной системы в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), что позволит повысить  эффективность международных автоперевозок и упростить процедуры пересечения границ, в том числе автотранспортным компаниям, осуществляющим перевозки грузов по Центральному и Южному маршрутах НЕЛТИ (проходят через Украину или вблизи ее территории).

        Пилотный проект перевозок с использованием разрешений ОЧЭС стартовал полтора года назад, однако в нем не участвуют ряд ключевых стран, таких как Азербайджан и Украина. Для нашей страны это серьезные потери в грузоперевозках.

        В течение двух последних лет были подписаны девять меморандумов о взаимопонимании между IRU и правительствами транзитных государств о развитии евро-азиатских грузовых авто- перевозок, в том числе с Украиной.

 

Официальные сборы и неофициальные поборы

 

        За период осуществления перевозок в рамках проекта водители заплатили около $573 тыс. в качестве официальных сборов. В то же время неофициальные поборы составили $187 тыс. (их удельный вес – 32,6%).

Такие расчеты показывают, что средняя сумма, которую тратят перевозчики в виде официальных и неофициальных платежей за 1 кругорейс (за исключением затрат   на ночлег, питание и топливо), составляет $1,6 тыс.из которых $410 – взятки. Наиболее критична ситуация на Южном маршруте (к нему примыкает и Украина), где средний размер взятки колеблется в пределах   $ 570, и на Афганском маршруте – где-то $510. Самым либеральным был Центральный маршрут (средний размер взятки – $60 за 1 кругорейс).

Однако в ряде случаев размеры поборов могут достигать величин, в разы отличающихся от средних значений. Размер взяток зависит от конкретной страны. Бороться с этим явлением трудно, но можно. В первую очередь с помощью электронного декларирования и принципа «одного окна», чтобы исключить контакты с представителями контролирующих органов.

Общей рекомендацией для всех государств является присоединение к Конвенции и ее Протоколу о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), регламентирующему использование электронной грузовой накладной (декларации) и приведение национальных законодательств и нормативной базы в соответствие с требованиями Приложения 8 к Международной Конвенции 1982 года о согласовании условий проведения контроля товаров на границах. Один из его аспектов – внедрение единого сертификата  взвешивания транспортных средств. Как известно, именно взвешивание часто становится камнем преткновения для перевозчиков.

В области таможенного регулирования возможно значительно сократить простои машин на границах, а также снизить расходы перевозчиков и повысить эффективность международного автотранспорта путем:

- гармонизации таможенных процедур, правил и документации, необходимой при  пересечении государственных границ, придерживаясь международных норм, в первую очередь установленными Всемирной таможенной организацией;

- активизации процесса модернизации таможенных постов на границах: оснащение их современными средствами контроля, сканирования автотранспортных средств и грузов, контейнеров, а также компьютерными системами, позволяющими использовать передовые  информационные технологии и осуществлять обмен информацией с таможенными органами других государств;

- введения на главных транзитных автомобильных пунктах пропуска системы предварительного таможенного декларирования грузов (TIR-RPD);

- использование передового опыта по искоренению вымогательства и других незаконных действий со стороны чиновников на местных таможенных постах.

Кроме того, представляется целесообразным внедрить процедуры совместного досмотра грузов и автотранспортных средств с компетентными органами сопредельных государств. В первую очередь на главных транзитных автомобильных пунктах пропуска на основе принципа «одного окна», а также единого административного документа, применяемого в пределах ЕС. Опыт ЕС в области управления и контроля работы пунктов пересечения границ также может быть с высокой степенью эффективности внедрен в государствах, через которые пролегают маршруты НЕЛТИ: Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Китай, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан и  Украина.

 

 

Украине предстоит серьезно поработать

 

       Как   отмечалось в итоговом докладе, автомобильный транспорт Украины играет чрезвычайно важную роль в обеспечении внешней торговли страны и транзита грузов по ее территории. В прошлом году только объем транзитних автоперевозок составил свыше 4,6 млн. тонн или на 38% больше, чем в 2009 году.

        В последние годы потенциал автомобильного транспорта Украины существенно вырос. Не так быстро, но все же  обновляется парк грузовиков, расширяется география перевозок. Украинские компании значительно увеличили свою конкурентоспособность и расширяют доступ на европейский рынок перевозок. Во многом успехи  украинского автотранспортного сектора связаны с активной и конструктивной политикой Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины.

        В то же время имеется целый ряд скрытых возможностей, использование которых позволит дать новый импульс развитию международных автомобильных перевозок в Украине.   Возможным направлением реализации этих возможностей  и повышению конкурентоспособности украинских компаний на рынке международных автоперевозок будет содействовать применение на практике положений «Дорожной карты», приведенной ниже.

        Ее ключевыми элементами являются:

1.        Активное включение украинских перевозчиков в систему евро-азиатских транспортних связей.

2.        Использование геостратегических преимуществ Украины на Черном море путем развития автомобильно-морских паромних линий европейских стандартов.

3.        Модернизация двусторонних соглашений Украины об автомобильном сообщении позволит расширить доступ перевозчиков к рынкам и снизить их издержки.

4.        Использование преимуществ систем многостронних разрешений, таких как ЕКМТ и ОЧЭС для расширения перевозок между рынками третьих стран.

5.        Последовательные гармонизация и упрощение процедур пересечения границ, что является системными мерами по развитию международных автоперевозок и снижению транспортной составляющей в цене внешнеторговых товаров.

6.        Развитие вспомогательной инфраструктуры на важнейших международных маршрутах Украины в соответствии с самыми высокими евростандартами.

7.        Совершенствование системы профессиональной подготовки участников украинского рынка международных автоперевозок. 

 

Что касается конкретного упрощения таможенных и других контролирующих процедур пересечения границ и создания благоприятных условий для международных автоперевозчиков, то здесь тоже предстоит серьезно поработать. Например, следует организовать в пунктах пропуска отдельный «зеленый коридор TIR»; внедрить процедуру электронного декларирования грузов TIR-EPD, а также совместный контроль транспортных средств с таможенниками соседних стран и особенно схемы «единого окна» подачи, обработки и контроля документов на грузы и машины на автопереходах.

 

Иван БАБЕНКО

 


Автор: AutoProfi Версия для печати

«« Вернуться в Новости »»
Процедура таможенного транзита в Беларуси «ГАЗ» переходит на Евро-4
Нормативно-правовая база | Органы власти | Для тех, кто в дороге | Отраслевые компании | Выставки | Автоновости |Статьи, Тест-драйв
Стиль, оформление, дизайн и содержание портала являются объектом авторского права и охраняются законами Украины. Перепечатка материалов и иное их использование допускаются при согласовании с администрацией проекта и размещении активной ссылки на портал. Нарушение этих условий влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Торговая марка АВТОПРОФИ зарегистрирована Агентством "Украинские торговые марки", Свидетпльство № 144698.