АВТОПРОФИ
автотранспортный портал

http://autoprofi.ua  



Транзитные грузы минуют Украину


Балтийские и российские порты забирают транзитные грузы, которые могли пойти по украинским железным дорогам.

Как сообщает Гудок.РУ, с начала года доходность от транзитных перевозок сократилась на 15%, на 35% упали объёмы перевозкитранзита. По отдельным видам грузов падение достигло 40%. В абсолютных цифрах убытки пока не называются - нет итога июня,когда грузы массово пошли мимо Украины через Новороссийск и в других направлениях.

"У нас падение перевозок угля на 33%, а латвийский порт Вентспилс в то же время прибавил в объёмах переработки 20%. Дошлодо того, что грузы в Италию переваливаются через балтийские порты", - признался первый заместитель начальника главногокоммерческого управления "Укрзализныци" Юрий Меркулов.

Перевозчики связывают падение объёмов транзита с негибкой тарифной политикой и таможенными препонами.

"С начала июня весь транзит обложили 20-процентным НДС, причём узаконили это решение без согласования с транспортнымкомитетом Верховной рады и транспортным министерством. К тому же у нас совершенно неприемлемые таможенные правила - оформление множества разрешительных документов очень дорого для грузоотправителей, а бесконечные досмотры отбивают охоту везти что-либо через страну", - считает генеральный директор Ассоциации международных экспедиторов Украины Юрий Приходько.

"Российские продавцы угля предложили нам сделать доступнее цены на перевозку этого товара в направлении азово-черноморских портов, и мы готовы рассмотреть их заявки на специальном заседании тарифной комиссии, но с учётом гарантированных для этого объёмов", - говорит Юрий Меркулов. Другого пути, как регулирование цен по правилам нового тарифного сборника, где преференции предусмотрены только в случае больших объёмов поставки, у чиновников "Укрзализныци" нет. "Остаётся уповать на интерес грузоотправителей к нашим глубоководным портам, привлекать их внимание техническими возможностями, - говорит главный инженер главного управления перевозок "Укрзализныци" Михаил Семенюк. - С апреля по июнь мы построили за собственные деньги более 50 км вторых путей в направлении Долинская - Николаев".

Со своей стороны коммерческая служба ведомства заявляет, что уже провела ряд переговоров с российскими компаниями - ОАО "НК "Роснефть", горно-металлургическим холдингом "Металлоинвест", угольными трейдерами - о гарантированных дополнительных объёмах транзита в направлении южных портов. Так, вместо 620 тыс. тонн железорудного концентрата уже задекларировано 850 тыс. тонн в месяц, обещаны 350 тыс. тонн нефтепродуктов, но только с октября, когда в России закончится речная навигация.

"В остальное время этот груз идёт по рекам - дешевле обходится. Но если зима  выдастся суровая, то весь российский мазут может остаться на внутреннем рынке", - опасаются украинские железнодорожники.

"Единственное, в чём мы сегодня уверены, так это в старых добрососедских связях", - отмечает Юрий Меркулов. И делится ближайшими планами - возобновить грузопоток в докризисных объёмах, договариваясь в каждом отдельном случае с коллегами соседних стран об упрощении сопровождающих перевозочных документов и применении паритетных сквозных тарифов.

Однако эксперты говорят о другом: В России чёткая идеология - передавать на Украину лишь те грузы, которые технологически не в состоянии переработать российские порты, а так как кризис подорвал грузооборот во всех странах, нам в таких условиях вообще достанутся крохи, - считает руководитель экспертной группы консорциума "Менеджмент консалтинг групп" Дмитрий Подтуркин. И приводит пример: в июне 900 тыс. тонн казахстанской нефти пошло мимо Украины.