Партнёры

АВТОПРОФИ - издательский дом.

Реклама

 

Покупка автотранспорта

  • Самосвал

    10000 $
  • ЗАПЧАСТИ

    100 грн.
  • СКЛАДСКОЕ ОБ-Е, погрузчик складской

    10000 $
  • МИКРОАВТОБУСЫ, грузовой

    350 EURO
  • МИКРОАВТОБУСЫ, пассажирский
    Das Business die Karriere -
    Die Verkäufe der
    Autos, der Waren - Die
    Fachkräfte - IT,
    die
    3500 EURO

Продажа автотранспорта


  • АВТОСТЕКЛА

    29500 EURO
  • ГРУЗОВИКИ, дача

    133350 EURO

ТРАНСБИРЖА

АВТОТРАНСПОРТ

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Обзоры, тест-драйвы

NISSAN В БОРЬБЕ ЗА УДОБСТВА

Говорят, что дизайнеры NISSAN, отвечающие за удобство взаимодействия с системами автомобиля, в течении трёх лет на себе испытали болезненный дискомфорт, чтобы сделать будущие автомобили простыми и «безболезненными». Однако Nissan Motor Co., Ltd. (NML) только в марте 2009 г. обнародовала часть плана мер, по улучшению эргономики своих автомобилей. Подобная информация полезна лишь малой части специалистов узкого профиля, а нам интересно то, как это делается, и каких результатов удалось достичь.
С недоумением можно было наблюдать, как Наоки Ямамото, 39-летний специалист Nissan по эргономике, выбирается из тестового автомобили в специальном запатентованном костюме, имитирующем ограниченность движения и физических возможностей человека, вдвое старше его самого. «Конечно, это неудобно, — говорит Наоки Ямамото, — но чтобы реально понять суть проблемы, необходимо прочувствовать все на себе».
В рамках специального семинара по эргономике интерьера и удобству взаимодействия с системами автомобиля, в дизайн-центре Nissan (г. Atsugi, Япония), Ямамото продемонстрировал один из многочисленных методов, которые используются дизайнерами-эргономистами Nissan для того, чтобы салоны будущих легковых автомобилей стали более удобными. Эргономика интерьера включает в себя все аспекты взаимодействия человека и автомобиля. Как понять, какая кнопка за что отвечает и как она работает? Где её найти? Как единая комбинация приборов может быть удобна для самых разных людей, больших и маленьких, сильных и слабых, живущих в разных уголках планеты? И как себя ощущают люди в процессе взаимодействия с приборами управления?
Сколько людей — столько и понятий об удобствах. Ощущения — эмоциональная реакция на то, что люди видят, трогают, слышат и обоняют в автомобиле — абсолютно критичны для успеха любого дизайна. Ощущения по своей сути субъективны, поэтому их измерение и анализ является одной из основополагающих задач эргономики. Например, какое усилие необходимо приложить, чтобы повернуть рукоятку? Что придает натуральной коже более приятное ощущение по сравнению с синтетическим аналогом? Особое значение имеет внимательное наблюдение, поэтому дизайнеры Nissan проводят бесконечные часы, наблюдая и выясняя, что вызывает неудобство при взаимодействии с автомобилем. Если речь не идет о неудобстве, вызванной физической особенностью человека, поиск может быть бесконечным. «Иногда мы час за часом просматриваем видеозаписи того, как разные люди делают одно и то же, — говорит Старший дизайнер Эцухиро Ватанабэ. — Подобная скрупулёзная работа позволяет нам найти оптимальные решения для совершенствования автомобиля». Иногда решение оказывается удивительно простым. Так, например, маленькая стрелка около пиктограммы топливного бака поможет водителю прокатного автомобиля определить, с какой стороны находится заливная горловина, не выходя из салона.
Так сложилось, что по мере усложнения электронных систем автомобилей, управление ими также становится все более сложным, поэтому возникла насущная необходимость создания специальной группы дизайнеров, отвечающих за удобство взаимодействия с многочисленными системами. В 2005 г. компания Nissan создала специальную команду дизайнеров, которые отвечают за удобство взаимодействия с системами автомобиля. Создание такой группы стало одной из важнейших составных частей программы «Жизнь на борту» в рамках четырёхсторонней стратегии Nissan, включающей в себя также такие направления, как безопасность, экология и динамические характеристики. «Мы лишь небольшая рабочая группа в сравнении с общим числом дизайнеров в компании Nissan, — говорит Эцухиро Ватанабэ. — Но в соответствии со стратегией ‘Nissan Way’ мы работаем в кросс-функциональных командах в тесном взаимодействии с другими подразделениями, включая дизайнеров, конструкторов, планировщиков, маркетологов, сотрудников отделов продаж и закупок. Сложно оценить работу конкурентов в этом направлении, но, как нам кажется, мы являемся одними их лидеров в этой области. Результаты нашей работы быстро находят применение в новых продуктах».



Центром внимания на семинаре стал прототип BUI-2 “Best Usability Interior” – уникальный концептуальный салон автомобиля, в котором использованы инновационные решения в области эргономики, являющиеся результатом работы этой группы. Пока вы не откроете дверь, BUI-2 выглядит как интерьер обычного Nissan Note. Даже когда вы уже  сели за руль, все кажется настолько логичным и знакомым, что это просто удивляет. «Это именно та реакция, которую мы ожидаем, — говорит Ватанабэ. — То, что вы видите, сев за руль, должно быть логично и понятно. Не нужно Руководство по эксплуатации, чтобы разобраться, что делать дальше».
Посмотрите на баранку: вы видите компактный круг, не мешающий коленям, и не закрывающий приборную панель. Спицы рулевого колеса в положении «4:30» и «7:30» (как на циферблате часов), поэтому водителю удобно сразу же положить руки на «три часа» и «девять часов» (хват, рекомендованный Nissan). Ладоням ничего не мешает свободно скользить по ободу руля при повороте. Руки могут постоянно быть в этом положении и их не нужно отрывать от руля, так как всеми расположенными на руле кнопками, управляющими различными системами, таким как аудио или круиз-контроль, можно управлять простым нажатием пальцев. Как только автомобиль начинает движение, водителю не требуется опускать глаза: вся необходимая информация на приборной панели находится в пределах видимости водителя — между верхней частью рулевого колеса и дорогой впереди. Видеоэкраны справа и слева показывают, что происходит перед передним бампером, и выглядят так естественно, что можно принять их за окна. Приборы не должны бликовать благодаря козырьку приборной панели, а светодиоды на средней стойке обязаны располагаться под острым углом к лобовому стеклу. Периферийные органы управления, такие как кнопки управления навигацией, климат-контролем и настройкой зеркал должны располагаться в интуитивно ожидаемых местах: хорошо видны и удобны в использовании.
Одна из важнейших и сложнейших задач эргономики автомобиля — обеспечение удобной посадки и высадки из автомобиля. Посадка и высадка из автомобиля физически неудобна, особенно для большого количества сегодняшних пожилых и тучных людей. Высадка из автомобиля — это комплексный, многоступенчатый процесс, который включает в себя необходимость потянуть за ручку, толкнуть большую тяжелую дверь, перенести ноги наружу, а потом — при помощи рук и ног — выйти, при этом совершив одновременное движение наружу и вниз.
Новая команда дизайнеров-эргономистов Nissan сфокусировалась на первых этапах этого процесса. «Обратите внимание, как по разному люди берутся за ручку двери, — говорит Ватанабэ в процессе просмотра видео. — Мужчины берутся пальцами за ручку замка и толкают дверь локтем. Женщины берутся за ручку замка одной рукой и толкают дверь другой. Люди по-разному открывают правую и левую дверь». «Мы увидели, — продолжает Ватанабэ, — что пальцы держат ручку замка под разными углами, поэтому необходимо сделать ручку такой формы, чтобы ее было удобно открывать из любого положения».
Как выяснилось исследования в этой области привели к созданию простой, но невероятно элегантной рукоятки в виде раковины устрицы, уже нашедшей свое применение на новых Nissan Fairlady Z и Nissan Cube. Идя далее по этому пути, дизайнеры выяснили, что пассажиру необходима удобная ручка, чтобы открывать и закрывать дверь из салона. В результате была создана формованная ручка внутри дверной панели, параллельно нижней кромки окна. Под замком сделан дополнительный прилив, за который также можно схватиться, закрывая или открывая дверь.
Японцы думают, что в постоянно продолжающейся борьбе за облегчение процесса посадки в автомобиль это новая форма рукоятки замка, ручка на двери и дополнительный прилив под замком, явившиеся результатом исследований команды разработчиков, станут дополнительным преимуществом, которое быстро оценят покупатели. «Иногда наши усилия не видны, — говорит Ватанабэ. — Но наша работа приносит удовольствие, когда удается облегчить и улучшить жизнь пассажирам на борту автомобилей Nissan».


Однако, прочитав статью, посмотрев на иллюстрацию и сравнив её с видом рабочих мест водителей грузовиков или автобусов, продаваемых на рынках СНГ, вы почти наверняка ехидно улыбнётесь. А технари не лишённые сарказма не применут заметить, что за ерунда? Столько усилий для наворота меленьких копеечных авто, а для шофёров-профи, долгими часами непрерывно управляющих дорогой и габаритной техникой, проводящих за рулём 24-25 дней в месяц 340-345 дней в году — не делают и половины. Это не совсем так, делают, но недостаточно. Так, например, почти все производители совершенно не учитывают тот очевидный факт, что средний возраст профессионала-дальнобойщика, работающего на автопоезде или туристическом междугородном автобусе, почти на 10 лет выше возраста подавляющего большинства водителей легковушек. Молодёжь без многолетнего опыта на такую работу просто не берут. А у «стариков» с годами появляются расстройства работы опорного аппарата и суставов, желудков или выводящих путей, что в значительной степени увеличивает дискомфорт в тесных плохо обустроенных кокпитах. Да и телосложение у матёрых покорителей магистралей пофактурнее, а гибкости в членах — поменьше…

Фёдор КИРИЧУК                                                                             www.autoprofi.ua



Дата публикации: 16.03.2009
«« Вернуться в Статьи »»
ЗАДАЧА № 1 — ВЫЖИТЬ КРАЗ — МАШИНЫ ПЕРВОГО УДАРА
Нормативно-правовая база | Органы власти | Для тех, кто в дороге | Отраслевые компании | Выставки | Автоновости |Статьи, Тест-драйв
Стиль, оформление, дизайн и содержание портала являются объектом авторского права и охраняются законами Украины. Перепечатка материалов и иное их использование допускаются при согласовании с администрацией проекта и размещении активной ссылки на портал. Нарушение этих условий влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Торговая марка АВТОПРОФИ зарегистрирована Агентством "Украинские торговые марки", Свидетпльство № 144698.